В деревню приходят "умные" счетчики
В Череповецком районе осенью стартовала кампания по установке новых электрических счётчиков. При этом многие владельцы домов даже не в курсе, что у них уже установлен новый прибор, так как их монтаж осуществляется на столбах сети за пределами участка и участие граждан в этом процессе не требуется. Действующие приборы учета также пока остаются на своем месте. Что происходит, выяснил «Голос Череповца».
Ищите объявление.
Некоторое время назад нормативные документы в части электроснабжения претерпели изменения, и теперь за установку счетчиков в частном секторе отвечают сетевые организации. Они проводят работы за свой счет, и оборудование также остается на их балансе. При этом должен заметно улучшиться процесс передачи показаний. Итак, что это за приборы?
— Это интеллектуальные приборы учета, оснащенные оборудованием связи для передачи данных (показаний) поставщику электроэнергии, — объяснили в Вологодском филиале компании «Россети. Северо-Запад». — Они устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства (постановление правительства РФ № 442 от 04.05.2012) на границах балансовой принадлежности электросетевого хозяйства (при отсутствии технической возможности — в местах, наиболее приближенных к границе). Потребителю выдается дистанционный дисплей, который отображает показания на момент просмотра. Монтаж производится без присутствия потребителей. О вводе прибора в эксплуатацию собственники домов оповещаются объявлениями и через СМИ либо сайт компании.
Приходите за дисплеем.
Владелец может не увидеть объявления, если не проживает в доме постоянно (допустим, приезжает только летом), и вообще будет не в курсе происходящего. Что делать тогда?
— Если в момент ввода прибора в эксплуатацию потребитель отсутствует, акт оформляется без его присутствия совместно с представителем сбытовой организации, — объясняют сетевики. — В этом случае потребителю нужно прийти в РЭС для получения дистанционного дисплея. При эксплуатации потребитель не должен превышать мощность, указанную в договоре энергоснабжения, иначе сработает реле ограничения мощности и отключит потребителя. Для снятия показаний нужно кнопками на дисплее вывести код 1.8.0 — для суммарных показаний, 1.8.1 — тариф Т1, 1.8.2 — тариф Т2, если счетчик двухтарифный.
На многих домах, точнее столбах, счетчики (а они выглядят непривычным образом) уже стоят и работают, что можно увидеть в темное время суток по светящемуся красному индикатору. Означает ли это, что ваши показания уже передаются поставщику услуги автоматически? Согласуются ли они с ранее переданными показаниями по старым приборам учета? И что делать со старыми счетчиками теперь?
— Вновь установленные приборы учета становятся расчетными с момента ввода в эксплуатацию, — объясняют в сетевой компании. — Все пусконаладочные работы завершаются до этого момента, показания, передаваемые по каналу связи, корректны. Старые приборы учета остаются на местах установки. Они являются собственностью потребителей. Расчеты за потребленную электроэнергию по ним в дальнейшем не производятся.
Границы ответственности.
На вводе в дом у граждан часто установлен не только прибор учета, но и вводной автомат, а также УЗО — устройство защитного отключения. Будут ли они работать корректно?
— Оборудование защиты, находящееся в щитах вводных распределительных устройств потребителя, не демонтируется, — заявили в Вологодском филиале компании «Россети. Северо-Запад». — Обслуживание электрических сетей, которые находятся в границах принадлежности потребителя, возлагается на него. Безопасность электрической сети в доме обеспечивает собственник.
Но тогда резонно вытекает следующий вопрос: кто будет отвечать за сохранность счетчиков на столбах, их поверку, периодический осмотр и другое обслуживание?
— В соответствии с требованиями законодательства учет электрической энергии на границах балансовой принадлежности обеспечивают сетевые организации, — говорят сетевики. — Под обеспечением понимается установка, обслуживание, поверка приборов учета. При выявлении случаев вандализма или иных вмешательств в работу приборов привлекаются работники УМВД и проводится расследование.
Если связь барахлит?
Сейчас интеллектуальными приборами учета оснащено порядка 25% всех точек учета Вологодского филиала ПАО «Россети. Северо-Запад». Процесс установки будет продолжаться до создания полной автоматизированной системы учета электроэнергии по всем точкам учета.
Дистанционная передача показаний приборов учета «завязана» на мобильную связь. А вот ее качество в районе очень разное, мягко говоря. Соответственно, везде ли будут работать интеллектуальные приборы учета?
— Если в населенном пункте нет сотовой связи, то применяются технологии сбора данных по радиоканалу, — заверили в Вологодском филиале компании «Россети. Северо-Запад». — Если возникают временные проблемы с передачей данных, потребитель может самостоятельно передать показания нового счетчика, выведенные на дистанционный дисплей, так же, как передавал раньше по старому прибору учета. Как только будет установлена связь с интеллектуальным прибором учета — показания автоматически появятся в квитанции.
Таким образом, в скором времени показания приборов учета электроэнергии будут передаваться автоматически, а посредством пульта-дисплея останется только контролировать, что данные, внесенные в квитанцию, верны.