Какие последствия у обмеления Шексны и Рыбинского водохранилища?

Над поверхностью реки показалась затопленная баржа советского периода и участки старой зимней дороги. Одни горожане в восторге, потому что открылись необычные живописные виды, другие — в ужасе. Что происходит и не останется ли город без воды? Повлияло ли обмеление на судоходство? Нет ли угрозы для рыбы и обитателей Дарвинского заповедника? Почему радуются археологи? «Голос Череповца» нашел ответы на вопросы.


Учитель и «берлинка». Череповчанин Василий Трифанов работает учителем технологии в школе № 14, а в свободное время организует бесплатные туристические прогулки для детей и взрослых. Одна из них состоялась в начале ноября, и никто не ожидал, что ее итогом станет неожиданная находка. Как рассказал нам горожанин, участники прогулки вышли из Зашекснинского района и двинулись по тропинке около труб неподалеку от очистных сооружений:

— Мы добрались до большой туристической поляны, расположились, занялись физкультурой, а потом прогулялись до берега и увидели, что в воде находится некое судно. Осмотрев его тщательнее, я понял, что это обычная баржа советских времен, так как моторов не было. Ее длина примерно 20 — 30 метров. Верха судна уже нет, только остов остался.

Фотографии находки, которые сделал Василий, мы выложили в группу газеты в соцсети «ВКонтакте», и они вызвали большой резонанс. В комментариях горожане писали, что в Шексне видны остовы еще нескольких барж. Как рассказал череповецкий краевед Михаил Лобовкин, судя по всему, баржам примерно 70 лет. Первые из судов такого типа (их еще называли «берлинками») начали изготавливать лет 100 назад на предприятии «Судоверфь», располагавшемся на территории, которую сейчас занимает областная больница № 2. В основном баржи не оснащали моторами, по воде их тянули буксирами или при помощи лошадей. Размер судов был от 20 до 50 метров, а грузоподъемность от 10 до 650 тонн. Выпуск деревянных барж был прекращен в 50-е годы, поскольку по сравнению с металлическими они быстрее изнашивались и обладали меньшей прочностью.


Остов старой баржи — находка, удивившая участников туристической прогулки.
Остов старой баржи — находка, удивившая участников туристической прогулки.

Регулировщики воды. Старые суда и зимняя дорога показались над водой из-за обмеления Шексны. В последние пару месяцев уровень воды в реке находится в районе 99,3 — 99,6 метра над уровнем моря. Это не критическая ситуация, так как минимально возможный уровень воды в Шексне — 96 м. Вообще же он зависит от наполнения Рыбинского водохранилища. Уровень воды в нем определяется межведомственной рабочей группой по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада Федерального агентства водных ресурсов и определяется с учетом существующих и предполагаемых гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне. Данные об уровне воды постоянно мониторятся, и в случае необходимости он регулируется в какую-либо сторону.

Много горожане опасаются, что обмеление может привести к нехватке питьевой воды. По мнению специалистов, этого не случится. Воды хватит всем. Несколько лет назад уровень был ниже, но никаких проблем не возникло. Если что, воды в Рыбинское водохранилище добавят.



Много горожане опасаются, что обмеление может привести к нехватке питьевой воды.
Много горожане опасаются, что обмеление может привести к нехватке питьевой воды.

Судоходство без угрозы. Как рассказал нам главный инженер Череповецкого района водных путей и судоходства ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Алексей Прохоров, сейчас уровень воды в Шексне выше проектного и не несет никаких сложностей проходящим судам:


— Мы обслуживаем участок Волго-Балтийского водного пути от вытегорского шлюза № 6 до Рыбинского водохранилища. На момент нашего с вами разговора отметка уровня воды 99,6 метра, что является подходящим для судоходства. Поясню, что при такой цифре обеспечивается глубина более четырех метров в Шексне. За последние пару десятков лет уровень воды осенью практически всегда одинаковый, и ничего необычного в этом нет. Весной он чуть больше — примерно 102 метра. На моей памяти самый низкий уровень был 98,7 метра, но даже в этом случае ничего катастрофического не произошло. Конечно, определенные сложности для судовладельцев есть. Чем меньше глубина, тем меньше груза может перевезти судно, но тут уж ничего не поделаешь. Главное — соблюдать правила, и корабль не застрянет. Поэтому, когда его загружают в порту, то следят за уровнем воды по всему маршруту и производят расчеты максимальной загрузки.



Многие череповчане прогулялись по обнажившейся дороге до фарватера.
Многие череповчане прогулялись по обнажившейся дороге до фарватера.

Птицам раздолье. Многие горожане опасаются, что обмеление может негативно сказаться на флоре и фауне Дарвинского заповедника. По словам заместителя директора по научной работе Мирослава Бабушкина, бояться этого не стоит:


— Уровень не может упасть ниже допустимого предела, поэтому критические проблемы невозможны. Хочу отметить, что Рыбинское водохранилище — равнинный мелководный водоем, средняя глубина которого 180 см, а сама большая — около 30 м. Расчетное время его жизни около 700 лет, так как в принципе подобные водохранилища долго не живут. Происходит замеление, обмельчание, прибрежная зона зарастает. Поэтому одна из задач сотрудников заповедника — изучать, как природа меняется под воздействием искусственного водоема, как происходит эволюция биологических систем. Обмеления Шексны и водохранилища случаются регулярно, и все экосистемы Дарвинского заповедника уже адаптировались к этому циклическому процессу. Животные всегда стараются подстроиться к той среде, в которой живут, а если есть возможность использовать какой-то доступный ресурс, то они это делают. Приведу пример из прошлого. В середине 90-х годов было несколько летних сезонов с низким уровнем воды. За это время оголенные прибрежные участки заселили многие виды растений, прежде всего ива, тростник южный. В последующие годы эти растения стали фоновыми видами зоны временного затопления. Периодически осушаемая зона стала излюбленным местом кормежки кабанов, которые приходят полакомиться корневищами тростника. Также, когда уровень воды низкий, на территории заповедника останавливаются огромные стаи серых журавлей. На обмелевших территория им хорошо: здесь много доступного корма и убежищ для ночевки.


Добавим, что благодаря обилию мелководных участков Дарвинский заповедник и его окрестности пользуются популярностью у мигрирующих водоплавающих птиц, а также у пернатых хищников, питающихся рыбой. Неспроста здесь существуют крупные популяции скопы и орлана-белохвоста. Каждую осень взрослые орланы учат молодых охотиться на живую рыбу, которую легко увидеть и добыть на мелководье.



Орлан-белохост на искусственной присаде в зоне временного затопления.
Орлан-белохост на искусственной присаде в зоне временного затопления.

Рыба пострадала. А что происходит с водными обитателями?


— Рыбы стало меньше, — констатировал в разговоре с нами старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Сергей Калякин. — Сыграла роль совокупность факторов. Во время нереста весной было холодно, поэтому мальков появилось не так много, как раньше. Второй фактор — жаркое лето, без дождей. В результате низовья Волги оказались маловодны настолько, что ГРЭС Рыбинского водохранилища пришлось сбрасывать воду.


Когда происходит сброс воды, в первую очередь страдают мальки.


— Малек весной появляется из икры. В этот период он живет на мелководье — среди зарослей, водорослей. Так мальки скрываются от хищников. Когда воду сбрасывают, малек оказывается на глубине. Там от хищника скрыться уже негде. Еще одна причина гибели мальков в том, что они родились в водоемах, которые после сброса воды потеряли связь с водохранилищем: в ямах, канавах, маленьких ручейках и речушках. Эти водоемы просто пересохли, а в другие мальки перебраться не успели, — объяснил Сергей Калякин.


По словам инспектора, аналогичные ситуации были в 2016, 2012, 2010 годах, тогда тоже сбросили много воды в низовья Волги:


— В результате обмеления оголяются большие участки, они сразу начинают зарастать камышом, ивняком. Каждый год таким образом у воды отбирается территория. Эта растительность начинает цвести в воде, а потом «ложится», за счет чего нарастает новый берег. Водохранилище мелеет. Растительность «складывается» в воду, начинает гнить. Качество воды из-за этого ухудшается. Если говорить именно о водорослях, то во время своего роста они много кислорода у рыбы не забирают. Почему? Кислород в воде обогащается за счет ветра, который ее «перемешивает». А вот поздней осенью водоросли тоже начинают гнить, и тогда, действительно, кислород у рыбы отнимается.


На ухудшение качества воды в этом году повлияло и ее цветение.


— Цветение продолжалось дольше, чем обычно, так как температура воды даже в сентябре была выше нормы. Поступало много обращений от населения насчет «зеленки» на берегах. Это прямой продукт цветения воды. «Зеленку» из-за обмеления выбросило на берега, она начала гнить, окрасилась в неприятный цвет, имела неприятный запах. Некоторые люди так и говорили: «Будто нефть разлили». Наступишь в эту массу — прилипаешь, потому что субстанция вязкая, скользкая. Если бы воды было много, то она скрылась бы в зарослях камыша и ивняка зоны затопления водохранилища.



Дарвинский заповедник. Серая цапля и кабан кормятся, не пугаясь друг друга.
Дарвинский заповедник. Серая цапля и кабан кормятся, не пугаясь друг друга.

Кто выживет? Какая же рыба наиболее приспособилась к таким непростым условиям? По словам Сергея Калякина, самыми живучими видами остаются щука, карась и сом:


— В последние три года популяция щук растет, потому что растет ее воспроизводство: ежегодно в Суду и Мологу специально выпускают большое количество малька щуки. Также у самой щуки в естественной среде был хороший нерест в 2019 году.


А вот количество леща и судака год от года сокращается. Измельчали налимы — уже не поймаешь особей больше 3 кг весом. Маленьким стал и окунь.


— В будущем видовой состав рыбы будет меняться, — прогнозирует инспектор. — Хищники не смогут жить в одиночестве, им нужна мелкая рыбешка для пропитания. В последние годы в наших водоемах активно размножается рыба тюлька, хотя раньше она обитала в пресноводных морях на юге страны. Активно развивается сом — за счет того, что более крупного хищника не водится. Любой искусственно созданный водоем через десятки лет начинает менять экосистему. Вода в нем застаивается. Соответственно, и рыба в таком водоеме будет та, которая наиболее приспособлена к такому качеству воды.



к сведению

Рай для археологов

Территория около Череповца начала заселяться еще со времен мезолита, то есть 9 000 лет назад. От это эпохи осталось несколько десятков памятников в виде стоянок. Например, они есть в Зеленой роще, у Соборной горки и Октябрьского моста. А памятников неолита и Средних веков в несколько раз больше. Так что обмеление Шексны и водохранилища является прекрасной возможностью для археологов проводить раскопки на появившихся из-под воды землях. «Мы воспользовались обмелением и провели ряд разведок, — говорит заведующий Музеем археологии Александр Кудряшов. — Правда, большим уловом похвастаться не можем. Дело в том, что в основном уже все собрано: археологические изыскания в нашей местности начались еще до Великой Отечественной войны и продолжились во время строительства водохранилища. Было много находок в устье Ягорбы и в Шексне. В 50 — 80-е годы, воспользовавшись все теми же обмелениями, много собрали учащиеся Дома пионеров, которым тогда руководила Ангелина Алексеева. Находки тех лет существенно пополнили наш музей. Например, у нас есть орудия из камня, посуда, средневековая керамика. Возможно, что воды Шексны скрывают и старинные корабли Средних веков. Вода хорошо сохраняет дерево. Так что не исключено, что в будущем найдем остатки судов древних людей».



В обмелевшей Шексне обнажилась старая дорога.
В обмелевшей Шексне обнажилась старая дорога.


в продолжение темы

Фарватер углубляют

За навигацию, которая длится с 30 апреля по 15 ноября, через створ Шексны проходит 80 — 100 судов в сутки. Примерно 20% из них пассажирские. Правда, в связи с коронавирусом их стало несколько меньше. В перспективе стоит ожидать, что объемы грузоперевозок по Шексне увеличатся, так как предприниматели умеют считать деньги: водный транспорт стал обходиться дешевле других, а железные дороги перегружены. Сейчас в Череповецком районе водных путей насчитывается более 40 судов, часть из которых, например землечерпательные снаряды, занимаются углублением фарватера, по которому ходят корабли. Это делается каждый год. Техника на участке постоянно обновляется, и беспокоиться за состояние фарватера нет повода.

Клим Снегов, Алина Волкова,

golos@35media.ru