"На обедню пожаловал император". Факты 300-летней истории собора
Значение Воскресенского собора поистине уникально для нашего города. Ведь он является самой древней городской постройкой, возведенной задолго до основания Череповца! По сути, именно храм стал тем краеугольным камнем, с которого началось строительство города. 9 декабря в соборе состоится Божественная литургия с приглашением большого количества гостей, в том числе настоятелей храма разных периодов.
«Патриаршее богомолье». Духовным, историческим и даже административным центром Череповца собор оставался на протяжении всех дореволюционных лет и даже в советские годы. Но самое главное — Воскресенский собор является единственным дошедшим до нас храмом древнего Череповецкого Воскресенского монастыря, который был основан около 1362 года учениками преподобного Сергия Радонежского — преподобными Афанасием и Феодосием Череповецкими. Монастырь достаточно быстро превратился в крупную и влиятельную обитель, нередко именуемую в старинных документах «патриаршим богомольем».
Примечательно, что уже в первой половине XV века монастырь управлялся архимандритами, то есть имел очень высокий и очень редкий в то время статус архимандритии, которым вплоть до начала XVI века не обладали даже знаменитые Троице-Сергиева лавра и Кирилло-Белозерский монастырь. По всей видимости, Череповецкая обитель стала первой архимандритией на Русском Севере.
Славилась она и своими подвижниками. В краеведческой литературе упоминаются следующие святые постриженики и иноки Воскресенской обители: преподобный Сергий Шухтовский, основатель Шухтовского Покровского монастыря; преподобный Севастиан Сохотский, основатель Спасо-Преображенской Сохотской пустыни; преподобный Азарий Выксинский, основатель Николо-Выксинского монастыря, в котором подвизалась последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая; преподобный Даниил Шужгорский, основатель Шужгорского монастыря.
Смутные времена. Нанесли серьезный удар по благосостоянию обители. В 1612–1618 годах череповецкий монастырь четыре раза подвергался разорению, при этом дважды захватчики убивали братию во главе с настоятелями. А 13 апреля 1713 года отстроившийся монастырь, имевший три деревянных храма, серьезно пострадал от пожара. Это и побудило братию заняться каменным строительством.
Первым кирпичным строением стал нынешний каменный Воскресенский собор, заложенный в 1721 году, но завершенный постройкой лишь спустя 35 лет. Столь длительная задержка была связана как с общей неблагоприятной для монашествующих политикой русских государей, так и с нерадением настоятелей.
Известно, что в 1721 году игумен Воскресенского монастыря Гавриил, забрав с собою более 70 рублей монастырских денег (сумма внушительная), оставил безвестно монастырь, пробыв в нем всего полтора года и начав в нем строить церковь «вельми не в меру» -длиною 30, а поперек 15 сажен (63×32 м). Игумен выехал из монастыря под предлогом закупки для церкви железа, но с дороги прислал братии «отказное письмо», будто «за болезнию его в монастыре у них игуменом ему быть не в мочь».
Следующий игумен Макарий, прибыв в обитель и увидев ее бедственное положение, сразу подал прошение о переводе в другой монастырь. Недалеко продвинулись в постройке храма и следующие настоятели. Лишь игумен Мирон (1731 — 1743) предпринял активные действия для завершения строительства. В 1732 году он даже обратился за помощью к императрице Анне Иоанновне. Не получив ожидаемую помощь, в 1738 году игумен уговорил графа Петра Бестужева-Рюмина (опального фаворита Анны Иоанновны, известного телезрителям по фильму о гардемаринах) отдать в монастырь деревянную церковь в селе Луковец (вотчине графа). 23 сентября 1739 года пожертвованный Петром Михайловичем деревянный храм был освящен в честь Воскресения Христова.
Расцвет обители. К постройке каменного храма удалось вернуться лишь в 1752 году — в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Освятили его 28 января 1756 года, 265 лет назад.
Следует отметить, что 1752–1764 годы стали периодом расцвета череповецкой обители. В 1758 г. монастырские крестьяне заключили условие с крестьянином Ярославцом на постройку новой деревянной ограды на 333 сажени (около 700 м), с тремя башнями и двумя Святыми вратами и надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы «за 125 рублей на монастырских харчах». В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославскаго уезда Иваном Федоровым на постройку второй каменной церкви по образцу Ярославского Афанасьевскаго монастыря за 100 рублей на монастырских харчах. В том же году новопостроенную церковь освятили.
В 1763 году был заключен новый контракт с тем же подрядчиком на постройку второго этажа на теплой церкви за 60 рублей, но освятить ее монахи не успели, так как в 1764 году монастырь был упразднен.
Главные храмы Череповца. Сложно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба монастырского ансамбля, если бы не учреждение города Череповца. С 1780 года Воскресенский и Троицкий соборы получили статус главных соборных храмов вновь учрежденного города, а надвратную Покровскую церковь 8 октября 1790 года перенесли на вновь открытое городское Коржавское кладбище.
То есть с 1780 года начинается новый этап истории Воскресенского собора. Он превращается в центр жизни уже не монастыря, а небольшого провинциального города.
В храме приносила присягу вновь избираемая городская администрация, зачитывались манифесты о восшествии на престол царствующих особ, возносились молитвы о даровании победы русским воинам, благословлялось ополчение. Например, в 1812 году Череповецкий уезд «выставил» крупное ополчение, состоявшее из 1 059 нижних чинов и 16 офицеров. Напутственный молебен был отслужен в Воскресенском соборе. Одну из бригад ополчения возглавил череповецкий помещик отставной полковник Д. П. Десятов, награжденный орденом святой Анны 2-й степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость». Памятными наградами были пожалованы и священники Воскресенского собора.
Царские особы. Особым днем в истории собора стало 18 октября 1824 года. В этот день Череповец посетил российский император Александр I. Программа его визита была расписана буквально по минутам. В 12 часов дня царский кортеж на матуринском перевозе переправился через Шексну. Выслушав приветствие предводителя череповецкого дворянства Г. А. Кудрявого, самодержец отправился в Воскресенский собор, где отстоял заключительную часть обедни. Помимо императора, на службе присутствовали генерал-фельдмаршал, министр двора и уделов князь Петр Волконский; начальник Главного штаба граф Иван Дибич; лейб-медики — баронет Якоб Вилис и медик-хирург надворный советник Д. Тарасов. На ночлег император остановился в доме купца третьей гильдии Тимофея Красильникова, владельца железорезательного завода и небольшого торгового флота на Мариинской системе. На следующий день в половине седьмого утра, одарив жену и невестку купца бриллиантовыми перстнями за проявленное гостеприимство, государь слушал Божественную литургию в теплой Троице-Сергиевой церкви, по окончании которой в девятом часу в сопровождении многочисленного народа отправился по тракту в Санкт-Петербург. При переправе через реку Шексну император дал рабочим 100 рублей ассигнациями, а городским властям изъявил благодарность за поднесение «хлеба и прочего».
Впоследствии Череповец посещало немало других высокопоставленных особ, включая представителей царской семьи.
Так, 23 июня 1863 года в Воскресенском соборе молился наследник престола цесаревич Николай Александрович. 1 сентября 1866 года в память об этом событии в келье, расположенной у западных врат церковной ограды, была устроена Николаевская богадельня, в которой призревались бедные и бесприютные женщины.
Очень торжественно был встречен великий князь Владимир Александрович.
Сила молитвы. В середине XIX века начинаются масштабные работы по благоукрашению Воскресенского собора. В частности, в 1851 году (то есть 170 лет назад) местные художники выполнили фресковые росписи.
В XIX–XX веках в Воскресенском соборе совершали богослужения многие выдающиеся пастыри и архипастыри, в том числе епископ Старорусский Владимир (Богоявленский), будущий митрополит Киевский, священномученик, первый из русских архиереев пострадавший за веру.
Особой страницей в истории собора стали посещения его святым праведным Иоанном Кронштадтским. В первый раз всероссийский молитвенник совершил литургию здесь 16 июля (ст. ст.) 1891 г. Впоследствии он служил в соборе почти ежегодно (12 июля 1892 г., 6 июля 1893 г. и т. д.).
Сохранилась дневниковая запись, описывающая впечатления батюшки от совершения литургии в главном храме города 28 мая 1905 г.: «Ночь провел покойно, только чувствовал небольшой озноб в спине. Надел потеплее подрясник. Утром встал здоровым. Но на душе и в теле было сильное уныние, помолился довольно лениво. Пришедши в церковь, ощущал сонное уныние и неприязнь невольную ко встречающимся по дороге и в храме. Тайно помолился Богу о моей перемене сердца, о даровании кротости, смирения, любви и сердечном расположении ко всем, и Господь дивно изменил состояние духа, дав спокойствие и незлобие, совершенно к лучшему изменил мой внутренний мир. Я спокойно, торжественно читал канон и потом совершил Литургию. В середине ее враг усиливался поколебать мой мир… О сколь хитер, тонок и неусыпен враг, а наши глупые пристрастия сколь велики! Затем я умиленно, со слезами совершил Литургию и проповедь сказал смело, сильно и сердечно».
В тот же день Иоанн Кронштадтский совершил освящение часовни Николая Чудотворца на череповецком вокзале. Примечательно, что Череповец, славящийся своими святынями (в границах нынешнего города в 1917 году имелось 16 храмов и 25 часовен), утратил почти все из них, за исключением Воскресенского собора и часовни Николая Чудотворца. И кто знает, не проявилась ли в этом сила молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского? Важно отметить, что судьба Воскресенского собора на протяжении всех советских лет висела на волоске. Но каждый раз верующим удавалось спасти храм.
Продолжение темы — в следующем номере.
Михаил Мальцев,
golos@35media.ru