История череповецких УК и одного "скандального" дома

В прошлом номере «Голос…» поднял тему — как череповецкие управляющие компании в условиях повышения цен на стройматериалы, энергоносители и пр. решают вопрос с текущими ремонтами, обслуживанием жилья. Кто-то уже инициировал проведение собраний с собственниками, чтобы обсудить повышение тарифов, кто-то планирует это сделать. Жильцы многоквартирных домов тоже находятся в поисках как качественного обслуживания, так и справедливого, обоснованного тарифа. Как правило, это те МКД, где активно работают советы домов. Интересным опытом поделились жители дома № 82 на проспекте Победы.


В поисках УК. Главный принцип, который был выработан эмпирическим путем, Марина Смирнова, зам. председателя совета этого дома, сформулировала так: собственники должны понимать, из чего складывается тариф и куда и как тратятся деньги.


— Наш дом на данный момент хорошо отремонтирован: сделан капитальный ремонт крыши, установлены стеклопакеты в окнах подъездов, приведены в порядок электрика, мусоропроводные клапаны, выходы из подъездов, поставлены датчики движения, уличного освещения, видеокамеры… Все работы провели за счет средств на текущие и капитальные ремонты. Первый большой ремонт сделали на системе водоснабжения, когда мы были на обслуживании у УК «Водоканал». Но после разбирательства в суде из-за плохого качества проведенных работ, а суд мы выиграли, эта УК не продлила с нами договор на обслуживание.

И совет дома начал поиски другой обслуживающей организации. Первым кандидатом стала УК «Теплоэнергия».


— Но получилась такая история, — рассказывает Марина Смирнова. — Мы обратились к генеральному директору УК «Теплоэнергия». Он согласился взять наш дом. Но начальником ЖКУ, к которому УК должна была бы отнести наш дом, оказался специалист Олег Скородумов, который ушел из «Водоканала» после судебной истории с нашим домом. И когда он узнал, что ЖКУ под его руководством придется работать с нашим домом, отказал нам.


Тогда собственники жилья решили поискать УК из числа небольших компаний, с которыми до того момента не работали.

— Мы остановили выбор на УК «Дом-сервис», — продолжает рассказ Марина Смирнова. — Новая УК сразу предложила за счет средств на капремонт сделать в нашем доме крышу. Замечу, что наш совет дома очень тщательно контролирует расход денег. И мы отказались, аргументировав тем, что сначала хотим посмотреть, как работает «Дом-сервис». Через год, когда поняли, что эта УК практически ничего не делает в нашем доме, мы расторгли договор и перешли в другую небольшую компанию с похожим названием — «Сервис-дом». С этой компанией мы проработали три года. Поначалу она нас устраивала. Но как только мы более тщательно стали контролировать расходование средств, начались разногласия. Например, за установку новогодней елки во дворе с нас вычли 7 тысяч рублей. Но при этом елку мы поставили сами, повесили электрические гирлянды, коммунальщикам требовалось только подключить их. Управляющей компании наш контроль настолько не понравился, что покидая нас, они прихватили с собой все урны от подъездов и информационные стенды, за которые заплатили мы.


Дом на проспекте Победы, 82, в течение нескольких лет постепенно приводился в порядок.
Дом на проспекте Победы, 82, в течение нескольких лет постепенно приводился в порядок.

Сложные переговоры. Совет дома в очередной раз был озадачен поиском УК. Было решено снова поработать с крупной организацией.

— Опять решили обратиться в «Теплоэнергию», — говорит Марина Смирнова. — В мае этого года состоялось собрание. Представитель УК Роман Трифанов расписал, с каким большим энтузиазмом компания хочет взять на обслуживание наш дом и по тарифу всего в 16,5 рубля с квадратного метра, хотя у нас на тот момент было 17 рублей. До этого мы каждый год в среднем тариф увеличивали на 1 рубль, договариваясь с каждой УК. И вот на этом собрании мы говорим, что нам не надо 16,5 рубля. Мы готовы платить 18,5 рубля с метра, так как все дорожает, мы это понимаем и хотим, чтобы дом обслуживался качественно.


К этому времени должность начальник ЖКУ по-прежнему занимал Олег Скородумов.


— И тогда я пошла к нему на разговор, предложила жить дружно, обсудить договор, необходимые работы и так далее. Он ответил: «Ладно». Однако проходит неделя, звонит Роман Альбертович и предлагает нам тариф 28 рублей. 28! Я ему говорю, что люди, которые обучались в Школе жилищного просвещения, считать тариф умеют, знают, из чего он складывается. И загибать такой тариф в доме, который практически отремонтирован, это, по сути, форма отказа с нами работать. Но мы упорно продолжали вести с ними переговоры. УК медленно снижала тариф до 27, 26, 25 рублей с квадратного метра… Мы, конечно, были несогласны. Дошли до цифры 20,5 рубля. Совет дома продолжал настаивать на тарифе в размере 18,5 рубля на ближайший год с условием, что если сотрудничество сложится хорошо, то мы через год увеличим тариф. А мне было любопытно узнать, как с 16,5 рубля перескочили на совсем другие суммы? Роман Альбертович ответил, что «сейчас рынок, мы коммерческая организация, какой хотим тариф, такой и устанавливаем». На вопрос, почему в домах в гораздо худшем состоянии действует тариф 16,5 рубля и их обслуживают, внятного ответа не было получено.



В подъездах установлены стеклопакеты в окнах, приведена в порядок электрика, сделан ремонт.
В подъездах установлены стеклопакеты в окнах, приведена в порядок электрика, сделан ремонт.

Временно. Чтобы окончательно «замкнуть круг», представители совета дома направились в УК «Водоканал». Там им ответили прямо: «Зачем брать на обслуживание дом, с которым ранее расстались не очень хорошо?»

— В общем, отказали нам, — говорит Марина Смирнова. — Мы сели думать, что будем делать. Но по закону МКД не может оставаться без обслуживания. Так как за два месяца мы не смогли сами выбрать УК, город назначил организацию для нашего дома временно. Как думаете, какую? «Теплоэнергию»! А знаете, за какой тариф? За тот, что идет по приказу мэрии по Череповцу, — 16,5 рубля! И теперь по такому тарифу они обслуживают наш дом, но по стандартному договору. И возникла большая проблема — пока у нас временная управляющая компания, она не имеет полномочий собирать средства на капитальные ремонты на наш специальный счет. У нас сейчас почти четыре месяца копится долг у всех собственников. Люди хотят заплатить, но не могут! Вопросов по нашей ситуации остается много. Главный — как найти хорошую управляющую компанию? Ту, которая искренне хотела бы сделать в городе дома лучше. Как добиться выполнения договора и всех норм законов? Пока же нас считают скандальными, а мы всего лишь контролируем свои деньги… А ведь, казалось бы, за такие дома надо бороться. Люди хотят сделать дом лучше, чтобы обслуживать его было проще, чтобы такие дома украшали наш город. Не хотят… Вопросов много — ответов нет.

Владимир Сентябрев,
golos@35media.ru