УК просят собственников об увеличении тарифа на обслуживание жилья

В октябре мы сообщали, что правительство РФ разрешило регионам повышать стоимость услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов до 25%. Основная причина таких мер — резкое подорожание стройматериалов за последний год. Соответственно, этот фактор действует и на затраты управляющих компаний при обслуживании домов и проведении текущих ремонтов. Значит, тоже ждать повышения тарифа? К чему нужно готовиться горожанам, разбирался «Голос Череповца».


«В пределах инфляции». Если капитальный ремонт проводится периодически, то текущие работы на доме идут постоянно. И здесь тоже используются дорожающие материалы. Как быть управляющим компаниям, если закон обязывает их для изменения тарифа получить одобрение общего собрания собственников жилья?

— В части домов мы будем выходить к собственникам с предложением увеличить тариф, — говорит представитель компании «Жилремстрой» Михаил Якшин. — Тем более что примерно на половине домов собственниками ранее было принято решение, что можно один раз в год повышать тариф на процент инфляции. Если смотреть на этот показатель в 2021 году, получается 5 — 7%.

— Были у вас случаи, когда собственники соглашались на повышение тарифа выше инфляции?

— Да. На определенные дома по мере необходимости мы выходим с такими предложениями. Кто-то соглашается, кто-то нет. Случаев, чтобы по причине слишком низкого тарифа мы отказались от обслуживания дома, у нас не было. Предпочитаем разговаривать с людьми.

— Как отразилось на затратах управляющей компании резкое подорожание материалов?

— Мы пока до конца не можем просчитать, так как рост был летом и главные его последствия впереди. С другой стороны, металл сн��чала вырос двукратно в цене, а сейчас начал немного дешеветь. Вся сантехника подорожала существенно. Плюс ко всему вырос минимальный размер оплаты труда.


— Когда планируете проводить собрания?


— Уже запускаем этот процесс. В пределах инфляции повышать придется там, где это возможно. Где-то нужно просить большее повышение. У нас 212 домов в обслуживании, и все они разные.



В этом году ремонт протекающей кровли  обойдется существенно дороже, чем было год назад.
В этом году ремонт протекающей кровли обойдется существенно дороже, чем было год назад.

«Все считают деньги». Небольшим компаниям выживать в таких условиях еще сложнее. Они также ищут способы остаться на плаву и поддерживать свои дома в хорошем состоянии.


— Если говорить откровенно, то тарифы на содержание жилья в Череповце очень маленькие, — утверждает директор УК «Жилкомфортсервис» Андрей Левицкий. — Нереально спланировать в рамках тарифа тот объем работ, который необходимо выполнить. Постоянно приходится что-то придумывать, оптимизировать и так далее. Особенно сложно со старыми домами, которые постоянно требуют текущих ремонтов. Резервы для оптимизации исчерпаны. Ты же не можешь уборщицу, работающую в двух домах, поставить на три дома за ту же зарплату. Качество услуги резко упадет. Вот сейчас сидим и думаем, как поступить. Понимаем, что все люди считают деньги и сопротивляются любому повышению своих расходов.


— То есть с предложениями о повышении тарифа к собственникам еще не выходили?


— Пока нет, так как ищем варианты, которые устроят всех. Мы очень хотим оставить качество обслуживания на прежнем уровне, но понимаем, что в новых условиях не везде это получится. Если уменьшать работникам зарплату, то в штате будет такой контингент, на который нельзя положиться ни в качестве, ни в дисциплине. Конечно, в этих ситуациях будем разговаривать с собственниками. У нас на каждом доме сейчас свой тариф, так как все они разные. Например, есть одноподъездная десятиэтажка. Там тариф будет 20 рублей с квадратного метра. В 10-этажном доме, но с пятью подъездами тариф уже можно сделать ниже. Возьмем, к примеру, дворника. В первом доме он за 10 тысяч будет работать, а на втором — за 20 тысяч с большим удовольствием. Притом что в большом доме на дворника я соберу в пять раз больше денег при том же тарифе. Следовательно, есть возможность снизить плату, взимаемую с собственников.


— Как часто удавалось поднимать тариф?


— В Череповце мы поднимали тарифы только последние год-два, на 10 — 15%, и не во всех домах, а примерно в 70 процентах — там, где прошли собрания и повышение утвердили. А до того 5 — 7 лет тариф в нашей компании не менялся. Мы старались оптимизировать расходы за счет привлечения новых домов и правильной организации работы. Но этот подход тоже имеет свой предел, дальше которого он перестает быть эффективным. И мы этот предел уже достигли.



Либо цена, либо качество. «Что делать, если собственники категорически против повышения, а за прежние деньги обслуживать дом уже невозможно?» — спросили мы Андрея Левицкого.


— Были случаи, когда по этой причине мы отказывались от обслуживания дома, когда завершался договор. В итоге они получали новую УК с более высоким тарифом. Что пришлось сделать в этом году? Мы отказались от всех МКД площадью менее 2 000 кв. метров. Они нерентабельные. Предлагали им повысить тариф с 16 до 18 рублей, они были против. Теперь к ним пришла новая УК с тарифом 18 рублей. И не уверен, что через год она тоже не предложит им повысить плату, когда увидит свои реальные затраты.


— Если в цифрах, то как удорожание материалов влияет на тариф на обслуживание?


— Если топливо подорожало, то и услуги трактора для расчистки снега станут дороже. Еще прошлой зимой стоимость выросла с 1 500 рублей в час до 1 700 рублей. Боюсь предположить, сколько они сейчас запросят. Не удивлюсь, если 1 900 рублей. Что касается материалов, то не скажу, что их очень много уходит на дома. Большей частью это инвентарь. По нашим расчетам, чтобы компенсировать удорожание материалов, необходимо повышать тариф на 2 — 3%. Но там, где большие текущие ремонты, ситуация хуже. Например, кровля протекает — тут цена работ выросла на 50%. Замазать швы — та же история, так как мастика сильно подорожала. В таких домах нужно поднимать тариф минимум на 10 — 15%. Надо выходить к собственникам жилья и все это объяснять, но люди часто не хотят ничего слышать. Хотя, конечно, всегда есть и те, кто относится с пониманием и готов платить. Другие не согласны на повышение и готовы к тому, что качество снизится. Их больше. В итоге потом получаем претензии по качеству от тех, кто согласен на повышение тарифа. Опять растет негатив.


— Может ли так сложиться, что управляющим компаниям придется в этих вопросах обращаться за помощью к городским властям?


— Исключать ничего нельзя. Вот, например, в Вологде минимальный тариф для всех типов домов утверждает городская администрация. И ежегодно он индексируется. Мэрия Череповца к такому не готова. Года два-три назад череповецкие УК нанимали экспертную организацию для расчета тарифа. Для пятиэтажки он тогда получился 23 рубля за квадратный метр. Мэрия посмотрела: ну, хорошо, но пусть жильцы проголосуют за такой тариф. А жильцы говорят: нет, мы не готовы. Вот и все. Получается, это только наши риски и предмет договора с собственниками. И справедливый тариф получают те дома, которые остались без УК, сами не смогли найти другую и получили новую управляющую компанию в результате торгов, организованных городской администрацией.



Многие управляющие компании в Череповце либо уже начали проводить собрания с собственниками жилья.
Многие управляющие компании в Череповце либо уже начали проводить собрания с собственниками жилья.


«Всем сейчас сложно». В отличие от частных управляющих компаний муниципальные действуют в рамках общей стратегии с департаментом ЖКХ. Здесь установка — держаться до последнего.


— Ежегодные собрания жильцов у нас уже начались. Мы действуем в рамках закона, по которому решение об изменении тарифа принимают сами собственники, — говорит представитель УК «Водоканал» Ольга Сторожева. — Конечно, хорошо, когда тариф достаточно высокий, чтобы были средства на все необходимые работы. Но ситуация такова, что мы стараемся укладываться в рамках существующих тарифов. Понимаем, что всем сейчас сложно. Какой тут выход? Мы объясняем собственникам жилья, что придется несколько дольше ждать проведения ремонта, так как необходимая сумма будет накапливаться дольше. Но тариф на содержание жилья при этом останется прежним.


— Но если жильцы согласятся, то тариф может быть увеличен?


— Мы контролируем состояние каждого дома. У нас довольно много старых зданий. Поэтому если возникает необходимость срочного проведения ремонта, то, конечно, мы приходим к собственникам и обсуждаем это. Люди — хозяева своей жизни, они принимают решения, а мы можем только рекомендовать.


— А сами жильцы не предлагают решения по устранению проблем в их домах?


— Сейчас заметно активизировались советы домов. Они приходят к нам с предложениями, что нужно сделать, как помочь собрать необходимые средства. Иногда делаются разовые взносы сверх тарифа на конкретные неотложные работы. Это взаимодействие очень полезно для домов, важно уметь договариваться.



Владимир Сентябрев,

golos@35media.ru