За качество ручаются головой, руками и ногами
Кто не мечтает о работе, дающей возможность путешествовать по разным странам? Но многие представляют себе новомодные или экзотические профессии, не догадываясь, что путь в большой мир может пролегать, например, через промышленное производство.
Сразу понравилось. Елена Удалова — заместитель начальника управления контроля качества (УКК) по контролю и обеспечению АО «Апатит» (череповецкая площадка). О пути, который привел ее в профессию, она рассказывает так:
— Я жила в Верховажском районе, хорошо окончила школу, были направления в три института — выбирай любой. Но я решила: надоело учиться, хочу поскорее начать работать. Приехала в Череповец к сестре и поступила в 37-е училище (ныне Череповецкий химико-технологический колледж — прим. авт.). Окончила и пришла работать в лабораторию «Аммофоса» (теперь это фосфорный комплекс) на производство минеральных удобрений — это было в 1981 году. И мне понравилось. Сразу понравилось! Во-первых, интересная работа. Во-вторых, очень хороший коллектив. А потом я решила на спор с мужем поступить в институт. Как-то он поддел меня: мол, ты говоришь, что хочешь учиться, а это только слова. Я в ответ сказала: «Хорошо, посмотрим».
Уже через неделю Елена Ивановна экстерном сдавала экзамены. Особая подготовка не требовалась — тех знаний, которые заложила сельская школа, было достаточно. Сдала на «хорошо» и «отлично» и поступила в политехнический институт на вечернее отделение. На тот момент ее сыну было 3 года.
— Утром — лаборатория, вечером — лекции. У нас были очень строгие, хотя и по-настоящему замечательные преподаватели, бывало по 43 контрольные по химии за семестр. Я все сдавала с лету. А на четвертом курсе у меня родилась еще дочка. Муж сидел с детьми, а я каждый день ходила на лекции, лабораторные работы. Когда сдавала экзамены, девчонки-сокурсницы гуляли с коляской под окнами института. И по-прежнему у меня ни одного хвоста не было.
Елена Удалова получила диплом инженера химика-технолога неорганических веществ. Какое-то время продолжала работать в лаборатории. Выиграла конкурс профессионального мастерства и получила более высокий разряд, со временем стала замещать начальника лаборатории производства сложных минеральных удобрений. Затем Елену Ивановну назначили начальником объединенной лаборатории, в которую входили четыре участка контроля минеральных удобрений, а также отгрузки.
С 2005 года она начальник ОТК (отдела контроля качества) — сначала только «Аммофоса», а после его объединения с «Череповецким «Азотом» Елена Удалова стала начальником объединенного ОТК.
Африканская проверка. Поскольку продукция компании «ФосАгро» сегодня востребована на всех континентах (за исключением, пожалуй, Антарктиды), командировок за границу у Елены Ивановны было множество, она объездила практически полмира.
— Не перечислить, в какие страны я летала в командировки. Решали разные вопросы и прежде всего знакомились с условиями хранения удобрений, схемой перевалки и транспортировки, лабораториями и многими другими вопросами. Например, я два раза была в Бельгии. Один раз, когда пришла претензия — удобрения комкуются. Что такое? Не может быть, ведь мы очень тщательно следим за качеством. И меня вместе с начальником отдела экспортных продаж отправили в командировку. Прилетаем в центр Европы (г. Гент) и видим: склад не подготовлен для хранения минеральных удобрений, в крыше дыра, ворот нет, в зонах склада лужи, высокая влажность, еще и птицы летают. Английского языка, к сожалению, не знаю, но мой эмоциональный настрой не нуждался в переводе. После серьезного обсуждения все наши претензии были приняты, и через месяц получаю отчет о выполнении всех требований по правильному обращению и хранению удобрений.
А однажды претензия поступила аж из Нигерии: продукция, доставленная на таком-то теплоходе, пылит, приезжайте, вы должны посмотреть!
— А в Нигерии в тот момент война, все с автоматами ходят. Я как почитала об этом в интернете, жуть взяла. Чуть ли не завещание оставила перед отъездом. Надо было срочно сделать прививку от желтой лихорадки — в Череповце такую не делают, только в Вологде!.. Прилетаем в Нигерию. Аэропорт выглядит как скотный двор — жарко, грязно, ужасный запах. Встречают нас на бронированном джипе — двери не открыть, так как каждая весит килограммов 400; с нами машины прикрытия, все сопровождающие с автоматами Калашникова. Едем кортежем, нам говорят: «Поедем в гостиницу». Я отвечаю: «Нет. Сначала едем на терминал». «Но вы же не ели». «Нет времени». Приезжаем на терминал, а теплохода нет, удобрения выгружены. «Где, — спрашиваем, — теплоход?» И слышим в ответ: «Мы вас проверяли, приедете вы или нет». То есть претензии к нашим удобрениям не было! Логика, думаю, была такая: если у нас хорошее качество продукта, мы приедем, чтобы доказать свою ответственность. Если бы качество было плохим, не поехали бы, нашли отговорки. А мы рванули. На следующий день возвращались обратно. Вообще, когда я возвращаюсь из поездок, мне кажется, что у нас даже воздух другой. В России лучше, чем где бы то ни было!
Полжизни. В Индии Елена Удалова бывала дважды.
— В этой стране у нас очень серьезный покупатель, берут большие партии удобрений. Первое время нас очень серьезно проверяли. Наши конкуренты — Китай, ближе было бы везти оттуда. Но индусы лабораторно доказали, что наше удобрение лучше — по питательному составу, по очень низкому содержанию тяжелых металлов. Чище удобрений не производит никто! Все основное сырье собственного производства и контролируется на всех стадиях технологического процесса.
Говоря о рабочих поездках, Елена Ивановна признается, что познакомиться со странами удается редко.
— Что я вижу в таких командировках? Терминалы, склады, гостиницы. В основном из окна автомобиля посмотришь на страну, в очень редких случаях удается посмотреть какую-нибудь достопримечательность, но мы не за этим приехали. Нужно решать вопросы — и домой! Хочу на родину, в семью, на работу! Работа — это же полжизни. Я очень ее люблю и чувствую свою нужность. Рабочий день начинается со сбора информации, каждое утро проходит три селекторных совещания, переговариваю с начальниками цехов: что и как погрузили, какие вагоны, какие направления, какие проблемы, когда склад надо зачищать, что предстоит отгрузить, какие справки приготовить. И параллельно идут запросы от трейдеров (участников биржевой торговли — прим. авт.) из США, стран ЕС и других. Они просят проконсультировать. Я не-на-ви-жу вранье, не терплю никакого лукавства! Очень требовательная, и все, с кем я работаю, знают это. Поэтому моим сотрудникам не надо объяснять, что все должно строго соответствовать разработанным стандартам и технологии.
— То есть вы голову даете на отсечение, что ваши удобрения соответствуют самым высоким стандартам и та информация, что указана на упаковке, верна на 100%?
— Не то что голову, но и руки, ноги! Лучшего удобрения, чем удобрение «ФосАгро», нет.
И чтобы это понимать, стараемся во всех поездках взять пробы наших конкурентов, проанализировать и сравнить качество. Мы же люди такие — нам все интересно. Интересный факт. В США провели эксперимент. С помощью эксперта отобрали пробы минеральных удобрений 12 поставщиков, которые работают на американском рынке, в том числе и наши «фосагровские». Провели исследование в независимой лаборатории (а в Америке умеют делать тщательный анализ), мне прислали результаты: в нашем удобрении тяжелых металлов практически нет, в сравнении с другими производителями у нас самое безопасное и чистое удобрение, поэтому мы одни из первых сертифицируемся на «Зеленую марку» и «Листок жизни».
В наших лабораториях для контроля минеральных удобрений закуплено и функционирует высококлассное оборудование, в основном производства Японии, Германии, Англии, Швейцарии. Нужно отдать должное руководству группы «ФосАгро» и предприятия за понимание и поддержание на высоком современном уровне оснащения лабораторий.
Профессия
От цеха до заграницы
Как заместитель начальника УКК, Елена Удалова должна контролировать качество отгрузочных партий готовой продукции и входящего сырья. «Я работаю с трейдерами за границей, с портовым отделом в Санкт-Петербурге, с управлением железнодорожного транспорта, с начальниками цехов предприятия, где производятся минеральные удобрения (это четыре цеха — аммиачная селитра, карбамид, сложные фосфорные минеральные удобрения), с управлением сопровождения продаж, с дирекцией по закупкам сырья и др.
Каждый день на электронную почту передается информация о погрузке минеральных удобрений в портах перевалки (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Котка (Финляндия) и других). Моя задача — ознакомиться с представленными отчетами, оценить визуально качество удобрений при погрузке, в случае необходимости дать рекомендации».
Елена Билева,
golos@35media.ru