Почему внук Василия Верещагина отказался от фамилии деда?
22 июня этого года не стало Александра Сергеевича Плевако, известного журналиста, внука легендарного художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Добрый друг череповецкого мемориального музея, посвященного великой династии, он регулярно старался принимать участие во всех происходящих музейных событиях, связанных с его известными предками. 25 октября, в период празднования Верещагинских дней, в память об Александре Сергеевиче в Доме-музее Верещагиных открылась выставка, на которой представлены документы и его личные вещи (0+).
Как своего. В истории семьи Верещагиных, как и в историях миллионов российских семей, много трагического. Дочь Василия Верещагина Лидия Васильевна умерла в 1930 году, через девять дней после появления на свет маленького Саши. Ей было 32 года. Отец внука художника — Владимир Александрович Филиппов, режиссер, создатель первого в мире педагогического театра для детей — был арестован чекистами через некоторое время после смерти супруги и отправлен в ссылку.
Почему у Александра фамилия и отчество не отцовские? Лидия Васильевна была дружна с семьей знаменитого адвоката Федора Николаевича Плевако, а точнее, с его сыном — Сергеем Федоровичем и его супругой Анной Емельяновной. Это была воля Лидии Васильевны, ее завещание — передать Сашу на воспитание в семью Плевако.
— Сергей и Анна Плевако дали Александру блестящее образование, — рассказывает старший научный сотрудник Мемориального дома-музея Верещагиных Любовь Маликова. — Они никогда не скрывали, чей он внук и кто его настоящие родители. Тем не менее интересно, что когда Александр Сергеевич получал паспорт, он принял решение взять фамилию и отчество приемных родителей, чем, надо сказать, обидел родного отца.
В интервью журналу «Русский мир» Александр Плевако объяснял свое решение так: «Когда я получал паспорт и мне в очередной раз напомнили о том, что у меня есть выбор, я окончательно и бесповоротно остановился на фамилии людей, которые меня воспитали. Родители предлагали мне в юности называться Плевако-Верещагиным, но мне тогда это показалось претенциозным». О своих приемных родителях внук Василия Верещагина всегда отзывался с любовью и уважением: «Анна Емельяновна была близкой подругой мамы, и та перед смертью попросила ее взять меня в семью. Для меня именно она была матерью, другой я не знал. Она была красива, умна и проницательна как экстрасенс. В юности ей хватало одного взгляда на человека, чтобы понять о нем многое. Отец, Сергей Федорович Плевако, был настолько чист совестью и профессионален, что был уважаем всеми. Думаю, благодаря этим качествам ему удалось избежать репрессий».
Иножурналист. В 1954 году Александр Плевако оканчивает исторический факультет МГУ и поступает на работу радиожурналистом в штат Центрального радиовещания на зарубежные страны в составе Гостелерадио СССР («Московское радио»), где, успешно проработав более 20 лет, занимает пост руководителя. Нелишним будет упомянуть, что на этой культовой радиостанции когда-то начинали свой творческий путь такие журналисты, как Владислав Листьев, Евгений Киселев, Александр Любимов.
За свою жизнь Александр Сергеевич успел примерить множество журналистских ипостасей — был редактором, спецкором, заведующим отделом. Работал в Чехословакии, на Кубе, брал интервью у лидера Югославии, политического и революционного деятеля Иосипа Броз Тито…
Как-то в один из приездов в Череповец, рассказывая о себе, Александр Сергеевич заметит: вот, мол, ирония судьбы, он сам дружил с руководителями государств, а дед Василий Васильевич с властями ссорился и ругался.
Тайны без ответа. Как рассказывает Любовь Маликова, Александр Сергеевич был очень умным, образованным человеком. В Череповец, на родину предков, Александр Плевако приезжал на протяжении трех десятков лет практически ежегодно, и почти всегда — на день рождения художника, 26 октября. С сотрудниками музея имени своего деда, старался быть открытым и откровенным, но про свою работу говорил лишь, что она была сложной и отнимала у него практически все время.
— В 2018 году Александр Сергеевич признался, что отдал 40 лет работе во внешней разведке, — рассказывает Любовь Маликова. — На все наши просьбы рассказать об этом опыте он мастерски отмалчивался или, точнее, поступал по-профессиональному — мог долго говорить, говорить, а ответа по существу так и не давал. Наверное, этому и учат настоящих разведчиков… Когда мы с ним встречались, создавалось ощущение, что мы держимся за пиджак Василия Верещагина, а теперь, со смертью его внука, кажется, что фигура великого художника от нас отдаляется все дальше и дальше.
Из первых рук. Довольно камерную по своим размерам выставку, часть артефактов для которой музею передал сын Плевако Сергей Александрович, музейщики расположили на первом этаже дома Верещагиных. Письменный стол, под стеклом которого лежат рукописи Александра Сергеевича, дополняет небольшая витринка с личными вещами журналиста, от которых так и веет духом официоза и рабочей атмосферой. Шариковая ручка серебристо-черного цвета, бордовый галстук в полосочку, наручные часы фирмы OMAX с массивным браслетом и международное журналистское свидетельство, удостоверяющее, что «его владелец является профессиональным журналистом». Дополняет выставку автопортрет Александра Сергеевича, только не написанный, а вырезанный им собственноручно из цельного куска дерева. Да, он умел и это.
Биография семьи
Трагедия именитого рода
В браке со своей второй супругой Лидией Андреевской у Василия Верещагина родилось четверо детей. Старшая Лида умерла в 6 лет, заразившись туберкулезом головного мозга от няни. Дочь Анна умерла в 20 с небольшим (по одним данным, от тифа, по другим — застрелилась). Третья дочь, Лида, мама Александра Плевако, умерла после рождения сына. Сын Василий (старший брат Анны и второй Лидии) прожил почти 90 лет.
Иван Крылов,
golos@35media.ru