Что поможет дорожникам справиться со снегом?

Во всех районах города наводить порядок в этом сезоне будет только одна подрядная организация — МКУ «Спецавтотранс». «Сани» — коммунальную технику и реагенты — готовить начали еще летом. И когда первый снег накрыл Череповец вечером 20 октября, с задачей справились. На следующий день, когда снег уже превратился в лужи, журналисты «Голоса Череповца» побывали в гостях у коммунальщиков.

Три органа обработки. Как прошло испытание первым снегом?

— Распределили на дороги и тротуары 80 кубометров хлоридов и около 120 кубометров песко-соляной смеси. Наши машины несли дежурство на сложных участках с затяжными виражами на Северной автодороге. Все мосты, центральные магистрали были обработаны, равно как и подъезды к школам и детским садам. Оценка ночи с 20 на 21 октября от отдела ГИБДД — «отлично», — рассказал заместитель директор МКУ «Спецавтотранс» Дмитрий Дураничев.


Ревизия спецтехники уже проведена. Машины важно подготовить, чтобы сходов зимой с линии не было. Универсальные коммунальные дорожные машины, тракторы, многофункциональные погрузчики «Вилле» и мини-погрузчики «Бобкэт» и «Кейс», а также грейдеры активно используют летом. Перед зимой важно заменить их навесное оборудование.

— У коммунальной дорожной машины три органа обработки: отвал для разгребания большого снега, щетка для выметания шуги (мелкого рыхлого льда — прим. ред.) и бункер для распределения песко-соляной смеси, чтобы плавить снег и накат, — пояснил Дмитрий Дураничев. — На тракторы тоже крепим отвалы, щетки, бункеры для распределения песко-соляной смеси или бочки для распределения жидких хлоридов.

Что касается «Вилле», «Бобкэтов» и «Кейсов», то их навесное оборудование универсальное: щетки для выметания тротуаров и парковых зон.

Последнее пополнение техники случилось в конце прошлого года — на вооружение поступили три «Кейса», которые работают по тому же принципу, что и «Бобкеты»: маневрируют на узких участках, сгребая снег.

Под контролем.



Трактористы по-прежнему будут работать в две смены: с 19 до 7 и с 7 до 19 часов
Трактористы по-прежнему будут работать в две смены: с 19 до 7 и с 7 до 19 часов

Вся техника парка оборудована GPS-трекерами. В режиме онлайн сменный мастер, группа контроля предприятия получают данные о местоположении машины и о том, опущено ли ее навесное оборудование. При необходимости технику перебрасывают с места на место. Введена практика разбора прохождения маршрута: мастер видит, что зона в основном обработана, но техника, например, не зашла на несколько участков. Тогда на эти участки зайдет следующая смена. Водители спецтехники и трактористы по-прежнему работают в две смены: с 19 до 7 и с 7 до 19 часов.

Всего для зимней уборки будет подготовлено 120 машин. Взяв на себя и содержание Северного района, «Спецавтотранс» внес некоторые изменения в подходы к уборке.

— Мы провели анализ и откорректировали маршруты. В первую очередь — тракторов, которые чистят тротуары: увеличили количество техники. Также мы сформировали пул водительского состава, это позволит увеличить количество выходов техники в смену. Во время непростых погодных условий дополнительные водители будут привлекаться для работы в выходные дни с доплатой — такой подход мы практикуем ежегодно. Кроме того, мы увеличили количество техники, ежедневно проводящей превентивную обработку дорог и тротуаров для предотвращения скользкости. Есть планы пересмотреть технологию. Например, погрузчики «Вилле» у нас заняты зимой в «горячих» местах на уборке и отгрузке снега. Попробуем расширить их функционал, активнее использовать на распределении реагентов и выметании, — рассказал Дмитрий Дураничев.


Что касается Северного района, то, помимо обеспечения цельных звеньев техники для ежедневной обработки дорог и тротуаров, одной из задач специалисты видят обработку Северной автодороги. Ее протяженность 30 километров, движение в сторону промплощадок всегда интенсивное.

Люди есть, но рады всем.

«Спецавтотранс», как и любое другое предприятие, не обходит текучка кадров. Вакансии здесь появляются часто.

— Штат водителей спецтехники, необходимый для полноценного содержания всех четырех районов, у нас набран. Однако зима может оказаться снежной, поэтому дополнительные кадры будут для нас большим подспорьем, — отметил Дмитрий Дураничев.


Сформирован и штат дорожных рабочих. В народе их называют «ручниками». Сейчас на предприятии их 125 человек. Однако к 1 января намерены открыть вакансии и доукомплектовать штат до 150 человек.

«Ручники» трудятся с 6 до 14 часов. Расчищают остановки, пешеходные зоны.

— Всегда в приоритете — социальные объекты. Там в первую очередь проходит и механизированная, и ручная уборка. Техника может не везде прибрать ювелирно, поэтому без лопаты в руках человека во время зимней уборки города не обойтись, — объяснил Дмитрий Дураничев.

Дружба соли и песка.

Вот такие кучи — смесь песка и соли — будут бороться со льдом на тротуарах и дорогах
Вот такие кучи — смесь песка и соли — будут бороться со льдом на тротуарах и дорогах

32 тысячи тонн — таков запас песко-соляной смеси на эту зиму. Объем рассчитан исходя из опыта прошлых лет. Техническая соль (хлорид натрия) прибыла в город из уральских карьеров. Песок добывают в карьерах вблизи Череповца — Шекснинском и Абакановском. Он мытый: камни и глина в смеси недопустимы. Песок вместе с солью на протяжении почти восьми часов плавят снежный накат, образовавшийся на дорогах на момент обработки, и превращают в воду и шугу только что выпавший снег.

Пропорции смеси по ГОСТу таковы: 70% — песок, 30% — соль. Активный «замес» начинают с конца лета, будто готовят тесто. Складывают его основу строго по рецепту, а потом перемешивают ковшами экскаваторов или погрузчиков. Затем тесто «поднимается» и остается таким на пару месяцев. Влага, которая есть в песке, втягивает в себя соль, растворяя ее. Так песок насыщается соляным раствором. Результат — работа в связке с солью. О том, что процесс идет, может рассказать цвет песка: например, на базе на Кирилловском шоссе мы застали высветленную кучу, где песок и соль уже «подружились», и кучу темного цвета — там процесс еще только идет.

Исключение из правил — небольшая партия смеси, где песка и соли поровну. Сделана для быстрой и эффективной обработки участков, где в прошлом году были коллапсы из-за фур: машины не могли стартовать на спусках и подъемах из-за скользкости на улицах Металлистов и Промышленной.

Что касается жидких реагентов, их можно использовать для обработки дорог и тротуаров при температуре воздуха до минус 5 градусов. Растворы природных хлоридов «Спецавтотранс» использует последние два года. Есть планы начать варить соль самостоятельно, приобретя нужное оборудование. Однако пока растворы доставляют в Череповец из скважины в Ботове.

Жидкие реагенты сертифицированы, безопасны для обуви и лап животных. Раствор устраняет скользкость и растапливает свежевыпавший снег. Эффективно работает в течение трех часов.


Алина Волкова, golos@35media.ru