«Мы никогда не останавливали производство»
Не зря говор-ят, что бывших руководителей не бывает. Вот и Владимир Поматилов, экс-директор ОАО «Аммофос», в нашей беседе всегда говорит «мы»: «мы строим», «мы по-прежнему в числе лидеров»… Он рассказал о некоторых событиях, предшествовавших 2001 году, о решениях, которые определили вектор развития.
Были и есть
— Владимир Владимирович, у вас как у человека, который много лет трудовой биографии отдал «Аммофосу», какие эмоции вызывает, когда говорят, что Череповец — город металлургов?
— Когда-то давно, еще в советские времена, на въезде в город был плакат «Череповец — город металлургов, строителей и речников». Потом у нас появились химические предприятия, и в плакат добавили слово «химиков». Сейчас строителей как крупных производственных компаний в городе почти нет, не слышно и про речников. Химические предприятия — «Аммофос» и «Азот» — были и есть, сейчас они входят в состав компании «ФосАгро», они вносили и вносят большой вклад в валовой объем промышленной продукции, выпускаемой в регионе. Так что правильно и справедливо считать Череповец городом металлургов и химиков.
— Одна из ваших наград — почетный знак «За особые заслуги перед городом Череповцом». Как вы сами считаете, что сделали для города как руководитель крупного промпредприятия?
— Давайте вернемся в прошлое. Родился я Вологде. В 1967 году окончил Ленинградский механический институт по специальности «инженер-механик». Приехал в Череповец и четверть века трудился в строительном комплексе, в объединении «Череповецметаллургстрой». Прошел путь от молодого специалиста до заместителя начальника всесоюзного объединения. Наша структура была одной из мощнейших строительных организаций в стране, обладавшей огромным потенциалом. Темпы строительства в нашем городе были очень высокие. И если сегодня, к сожалению, построить школу или детский сад задача сложная, то в некоторые годы мы возводили по две школы и по пять садов в год, что было дополнением к большой строительной программе на промышленных объектах и строительству жилья до 200 тыс. кв. м ежегодно.
В 1993 году я пришел работать на «Аммофос». Это было хорошо организованное предприятие, с большим кадровым потенциалом. В это время на предприятии закончилась процедура акционирования, и буквально сразу же оно оказалось в сложном положении. В то время бравировали, что вот, мол, предприятия выходят из состава профильного министерства, становятся самостоятельными. Но в чем самостоятельность? Например, в нашем регионе нет залежей полезных ископаемых, только воздух, вода и специалисты. В итоге не только мы, но и многие предприятия страны тогда оказались брошенными и предоставленными сами себе. Время централизованного планирования закончилось. Наступили очень тяжелые времена.
Объемы выросли
— А кто покупал удобрения, которые производились в Череповце? Ведь сельское хозяйство стремительно разрушалось.
— Конечно, мы столкнулись с проблемой реализации продукции. Все «сельхозхимии», которые были нашими покупателями, ликвидировали. Сельское хозяйство при СССР, чего греха таить, было дотационным, и селян лишили денег. Никто удобрений купить у нас не мог. Благо, что в начале 90-х годов на «Аммофосе» были решены вопросы экспортных поставок. Замечу, что сделать это было не так-то просто. На той стороне границы нас никто с распростертыми объятиями не ждал. Тем более что у нас еще не было того авторитета на международном рынке, который есть сейчас. Естественно, продать продукцию можно было за счет более низкой цены или каких-то других условий. Постепенно объемы экспорта увеличились, да и государство принимало меры по поддержке наших производителей сельхозпродукции, правда, только в период весеннего сева. Добавлю, что расплачивались с нами, как правило, не деньгами, а их суррогатами — векселями и так далее, что затрудняло расчеты с поставщиками. Но мы следили за всеми достижениями на аналогичных мировых производствах и старались их адаптировать на своем предприятии, посещали заводы Европы, Америки. Эта практика и сейчас продолжается. В свою очередь мы принимали и принимаем много специалистов, которые хотят ознакомиться с нашим опытом.
Было у нас еще одно уязвимое место — серосодержащее сырье. «Аммофос» был единственным предприятием в стране, получавшим серу из серного колчедана, который был отходом медно-цинковых производств заводов Южного Урала. Это очень сложный химический процесс, затратный, доставлять сырье далеко, так как до Урала 2 000 километров. В Астрахани и Оренбурге работали два комплекса по переработке газового конденсата, где в процессе получения газа и нефтепродуктов извлекают чистую серу. Нашей стратегической целю было перестроить производство серной кислоты на чистую серу. У нас это получилось, и к 2009 году мы окончательно отказались от колчедана. Одновременно прекратили покупать электроэнергию на стороне, начали ее вырабатывать сами за счет избыточного тепла и пара при производстве серной кислоты, построив три турбины.
Подводя итог, хочу сказать, что мы никогда не останавливали производство. Его объемы за последние 20 лет очень серьезно выросли. Предприятие работает на больших мощностях, что дает возможности иметь хорошие экономические показатели и конкурировать с любым предприятием в нашей отрасли в мире.
Работа продолжается
- Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. «ФосАгро» в этом направлении делает много.
— У нас всегда была цель создать не только хорошие производственные условия для работников, но и условия для отдыха, реализации себя как специалиста и человека. Бытовые помещения и столовые на предприятии уже давно в порядке. У череповецкого производственного комплекса есть свой ФОК с бассейном на фосфорном комплексе, база отдыха с несколькими комфортабельными корпусами, спортивным залом, бассейном, столовой. Компания строит корпоративное жилье, яркий пример — жилой комплекс в Северном районе. Сотрудников к месту работы доставляют хорошие автобусы. Вкладывались средства в развитие города. Напомню, что мы построили набережную от Ягорбского моста до улицы Ленина. Строили капитально, к ней могут приставать суда, она сделана на века. Эта работа продолжается и сейчас. Появилась «Зеленая планета» — хороший интерактивный музейный комплекс. Компания активно поддерживает Череповецкий химико-технологический колледж, реализует проекты, нацеленные на развитие образования и спорта. Если резюмировать, то социальная политика у нас на высоком уровне. Мы в этом плане лучше не только многих российских предприятий, но и мировых — я на многих был и могу сравнивать. И не останавливаемся на достигнутом. Построено несколько храмов, отреставрирован храм в Абаканове. Сейчас еще будем участвовать в строительстве Северной объездной дороги.
— О вашей частной жизни практически ничего не известно. Приоткройте завесу тайны.
— Дочь работает в банковском секторе, сын занимается экономикой и финансами. Оба живут в Череповце. Есть внуки. Старший учится в университете в Санкт-Петербурге.
Для справки
Биография Владимира Поматилова
* В 1967 году после окончания Ленинградского механического института (квалификация «инженер-механик») пришел работать в трест «Череповецметаллургстрой», где прошел путь от механика цеха до директора завода ЖБИиК.
* В 1987 году избран председателем исполкома Первомайского районного совета народных депутатов г. Череповца.
* В ноябре 1988 года — зам. председателя горисполкома Череповца.
* В апреле 1990 года — зам. начальника объединения ТСО «Череповецметаллургхимстрой».
* С 1993 года — зам. генерального директора по коммерческим вопросам, исполнительного директора, генерального директора, финансового директора в ОАО «Аммофос».
* В 2001–2006 гг. — первый зам. директора ОАО «Аммофос».
* В 2006–2008 гг. — зам. директора Череповецкого филиала ЗАО «ФосАгро АГ» по техническому развитию ОАО «Аммофос».
* В 2008–2012 гг. — директор ОАО «Аммофос».
* В 2012–2014 гг. — директор Череповецкого филиала ООО «Горно-химический инжиниринг».
В данный момент находится на заслуженном отдыхе.
Елена Михайлова,
golos@35media.ru