Что помогает держать мозг в тонусе

«Что-то я стал туго соображать и многое забывать», — все чаще можно услышать от людей не только преклонного, но и среднего возраста. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма, неизбежно меняется с течением жизни. Как справиться с возникшей проблемой, нужны ли медикаменты и есть ли способы тренировки памяти и мозга, «Голосу Череповца» рассказали врачи городской поликлиники № 1.



Книга вместо таблетки. «Мозг человека по сути можно сравнить с мышцами, — говорит невролог Анастасия Чех. — Упражнения, физическая нагрузка, двигательная активность позволяют наращивать мышечную массу, держать мышцы в тонусе. На одних анаболиках, без занятий в спортзале бицепсы не накачать: мышцам нужно движение. С мозгом и памятью точно так же — их нужно тренировать, упражнять».


Наша собеседница уверена, что ни одна самая чудесная таблетка не даст эффекта без интеллектуальной нагрузки:


— Сейчас масса всевозможных препаратов: для развития памяти, улучшения кровообращения, ноотропного действия. Все они обещают сделать вас умнее, повысить концентрацию внимания, избавить от забывчивости. Так не будет. Вы не получите эффекта от одних лишь препаратов — надо еще заниматься интеллектуальной деятельностью.


Для стимулирования мозговой активности и тренировки памяти невролог в первую очередь советует немедикаментозные методы: разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок, шарад, решение задач, собирание пазлов, мозаик, моделей конструктора, чтение.

Читать с умом. «Важно не просто читать, машинально складывая буквы в слова, а читать вдумчиво, — говорит Анастасия Николаевна. — Старайтесь обсуждать с кем-то прочитанное. Поделитесь со знакомыми, родными или близкими новой информацией, впечатлением, мнением. Можно даже поспорить. Одним словом, важно тем или иным способом проанализировать то, что вы прочитали. Чтобы это было не просто поглощение информации, а еще и ее обработка».

— Анализ полученной информации — это, пожалуй, самое важное, — соглашается с коллегой Илья Окунев, руководитель филиала первой поликлиники на ул. Молодежной, 8. — Можно читать, так сказать, по диагонали, под телевизор, когда во время чтения фоном идет сериал. Такое чтение не принесет пользы ни в плане осведомленности, ни в плане тренировки мозговой деятельности и памяти. Нужно выбрать что-то одно: вы или читаете, или смотрите фильм.


Полезный «выхлоп». Говоря об интернет-ресурсах, Анастасия Николаевна отмечает:

— Они несут огромную информационную нагрузку, но зачастую абсолютно бесполезную. Возьмем подростков, которые сидят в Сети часами. Бесконечный просмотр мемов (забавные картинки, иногда с цитатами — прим. авт.), видеороликов, приколов нагружает мозг, но, как правило, без пользы. Что касается чтения — в интернете масса статей, похожих одна на другую, содержащих одну и ту же информацию. Из-за большой информационной нагрузки полученная информация зачастую просто не оседает в голове. Как говорится, «выхлоп» минимальный. Поэтому читать рекомендую книги, газеты, журналы. И не забывать обсудить прочитанное.


Илья Алексеевич добавляет, что анализировать полезно не только прочитанное, но и просмотренное, например спектакли, кинофильмы:


— Поразмышляйте, обсудите, вспомните какие-то моменты, особенные кадры, реплики героев, костюмы и так далее. Поделитесь с собеседником, что вам понравилось, а что нет.



Анастасия Чех, невролог городской поликлиники № 1.
Анастасия Чех, невролог городской поликлиники № 1.

Мозг с запасом. Невролог подчеркивает, что приучаться анализировать полученную информацию нужно как можно раньше — лучше всего в детском возрасте:


— Есть такое понятие — когнитивный резерв. То есть некий запас работоспособности мозга. Интеллектуальный потенциал у всех разный, мозг каждого человека устроен по-своему. Объем когнитивного резерва зависит и от генетики, и от среды, в которой человек рос, взрослел, получал образование. Потому у одних людей мозг продолжает работать более успешно и продолжительно, чем у других.


Врачи поясняют, что когнитивный резерв влияет на способность человека мыслить, воспринимать информацию, решать задачи. От него зависит внимательность, память, различные навыки. Например, коммуникативные — умение и манера выстраивать аргументацию, общение и разговор.


— У людей с более высоким когнитивным резервом меньше шансов иметь явное снижение умственных функций, таких как память, мыслительные процессы и так далее, чем у людей с низким когнитивным резервом, — говорит Илья Окунев.




Чтение остается самым эффективным способом для сохранения памяти и мозговой активности.
Чтение остается самым эффективным способом для сохранения памяти и мозговой активности.

Против деменции. Исследования показывают, что люди с высшим образованием менее подвержены деменциям или нарушениям мозговой деятельности в старшем возрасте.


— Когнитивный резерв сохраняется и повышается в зависимости от рода профессиональной деятельности, — говорит Анастасия Чех. — У специалистов, которым каждый день приходится решать множество различных, в том числе нестандартных, задач, мозг всегда в тонусе. Например, у учителей, воспитателей, медиков, людей творческих профессий: писателей, танцоров, журналистов. У них каждый день происходит что-то новое.


Вместе с тем невролог напоминает, что тренировку для ума можно найти не только на работе. Выберите для себя хобби. Это может быть рисование, вязание и даже настольные игры. Тут и голова работает, и мелкая моторика рук развивается, которая, в свою очередь, оказывает положительное влияние на отделы мозга, отвечающие за функцию речи, движения и сложного мышления.


— Многие не задумываются, что обычное общение тоже тренирует мозг, — улыбается Анастасия Николаевна. — Что такое общение с людьми? Это всегда непредсказуемый процесс, это всегда какие-то новые задачи и темы. Как бы вы ни подготавливались к предстоящему разговору, все равно что-то пойдет не так, как вы ожидали. И вот этот элемент неожиданности благотворно сказывается на умственных способностях. Многие люди, вышедшие на пенсию, отмечают, что как будто резко теряется внимание и ослабевает память. Потому что, пока мы работаем, мы общаемся в коллективе, а при выходе на пенсию круг общения резко сужается. И это большая проблема. Не замыкайтесь дома, поддерживайте отношения с людьми, заводите новые знакомства, находите клубы и общества по интересам.




/брелок с фото/


Работоспособность мозга дополнительно поддерживается физической активностью, адекватным сном, снижением стресса, хорошим питанием и заботой о своем здоровье.


Продолжение обучения в зрелом возрасте может повысить собственный когнитивный резерв и усилить сопротивление снижению и потере памяти. Можно научиться играть на гитаре, выучить новый язык, освоить технику макраме и т. д.

комментарий

Анастасия Чех, невролог городской поликлиники № 1:

«Если вы хотите узнать, как сохранить память и работоспособность мозга, посмотрите на игрушки для маленьких детей. С чем они связаны? С развитием логического мышления, анализом формы, цвета, содержания. Они заставляют ребенка фантазировать, придумывать, сочинять, изобретать. Для взрослых все абсолютно то же самое. Только „игрушки“ должны быть посложней».


Инна Анохина,

golos@35media.ru