Родителей научат поддерживать детей в учебе

Не всем детям учеба дается легко, да и не каждые родители выдерживают «испытание домашним заданием». О том, как помочь ребенку с уроками, не испортив отношения, и на что обратить внимание, если есть трудности, рассказывает специалист БФ «Дорога к дому» компании «Северсталь».


Школа закончится. Зачастую, когда ребенок «не хочет учиться», это списывают на лень, трудный характер и тому подобное. На самом деле бывают и другого рода причины, в том числе физиологические. Например, источником проблем с учебой могут стать дислексия (трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками), дисграфия (частичное нарушение процесса письма) и другие нарушения, которые, к слову, не являются показателем уровня интеллекта. Такие вещи проявляются довольно рано, в начальной школе они уже заметны — скажем, ребенок пишет и/или воспринимает буквы зеркально. Он не хочет читать или писать не потому, что ленится, а потому, что он в этом неуспешен, ему трудно — гораздо труднее, чем другим ребятам.



— Есть много вещей, на которые стоит обратить внимание, — говорит Екатерина Кряжева, психолог проекта «Родительское просвещение» благотворительного фонда «Дорога к дому». — Например, часто родители, описывая ребенка, говорят, что он садится за уроки, немного занимается и потом начинает отвлекаться: смотрит в окно, ищет телефон, пытается играть с собакой и так далее. Следует призадуматься и внимательно понаблюдать — возможно, ребенок действительно утомился и ему не хватает энергии на активную учебную деятельность.

Отдельная тема — родительские ожидания, представления, посылы и требования относительно того, что взрослые хотят от ребенка в учебе, поведении и т. п. Речь необязательно о том, что родители жаждут, чтобы их дети учились исключительно на отлично и были по-армейски дисциплинированны (хотя и такое встречается). Иногда родительские «запросы» вроде бы вполне обычные, но ребенок не соответствует ожиданиям, и это становится проблемой.


Психолог Екатерина Кряжева
Психолог Екатерина Кряжева

— Хочу повторить слова своего коллеги: школа закончится. Рано или поздно, успешно или неуспешно, но закончится. А вот отношения — иногда испорченные — останутся. Могут остаться и психологические травмы, полученные в ходе подготовки домашних заданий с родителями. В своей практике я неоднократно сталкивалась с уже взрослыми людьми, у которых есть яркие воспоминания о том, как родители их наказывали, кричали, унижали, оскорбляли и даже били при выполнении домашних заданий. Мне бы хотелось обратить внимание родителей: школа — это период жизни, но не вся жизнь.


Надо понять. Иногда у родителя и ребенка просто не совпадают типы темперамента. Скажем, мама — холерик или сангвиник (и ей все нужно делать быстро, энергично), а ребенок — флегматик (ему нужен спокойный, размеренный темп). Естественно, им сложно быть на одной волне. И важно об этом помнить, а не игнорировать данные особенности.


— Я призываю взрослых, взаимодействующих с детьми, только к одному: не списывать все трудности ребенка в учебе на лень, вредность или другие сложности характера, а попытаться посмотреть внимательнее, — продолжает Екатерина Александровна. — Важно понять, что происходит с ребенком, от чего он сильно утомляется, а что, напротив, дает ему энергию. Что ему дается легко, а что — сложно. Мне бы хотелось, чтобы родители замечали все эти моменты, а не приклеивали ярлыки: «ленивый», «неспособный», «невнимательный». Ведь именно от них в первую очередь ребенок ждет одобрения и поддержки.


Очень важно помогать с домашним заданием так, чтобы это была именно помощь, а не выполнение заданий за ребенка. Но и не постоянный контроль, близкий к диктатуре.


— Все это, конечно же, влияет на то, как ребенок будет относиться к выполнению домашних заданий и как вообще будет реагировать на учебную деятельность.


Если делать за ребенка домашнее задание, возникает вопрос: в чем тогда смысл этого домашнего задания? Тут я вспомнила об одной своей знакомой, которая делает часть уроков за дочь, потому что дочь, цитирую, «сделать все сама просто не успевает».


Домашняя работа не должна превратиться в пытку для детей и родителей.
Домашняя работа не должна превратиться в пытку для детей и родителей.

— Еще раз: когда ребенок сталкивается с трудностями при выполнении домашнего задания, это повод присмотреться к нему повнимательнее, — говорит Екатерина Александровна. — Если девочке постоянно не хватает энергии, сил, времени, надо понять, из-за чего разворачивается такая ситуация. Посмотреть, по силам ли ей ее расписание. Например, там может быть большое количество дополнительных занятий, на которые она тратит значительное количество энергии и времени. Имеет смысл поговорить со школьным педагогом, ведь педагог видит, как девочка ведет себя в школе, в каком темпе ей комфортнее всего выполнять задания, может ли она поддерживать его длительное время, насколько хватает ее ресурса внимания и сосредоточенности на уроке, в какие моменты эти внимание и сосредоточенность начинают «утекать».


9 из 10. Психолог рассказывает: в ее группах родители вместе с детьми искали (и это были действительно поиски совместными усилиями) оптимальное время выполнения домашних заданий — когда конкретному ребенку, учитывая его особенности, лучше всего делать домашнюю работу.

— Иногда приходили к тому, что ребенок возвращался из школы домой, обедал и ложился спать, потом поднимался и приступал к работе. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей, потому и поиск должен быть индивидуальным. Вместе с ребенком. Нельзя стричь всех под одну гребенку, мол, вот так надо, так хорошо, так правильно. Более того, могу сказать по опыту: бывает, что даже самый эффективный прием срабатывает на девяти детях из десяти, а на одном не срабатывает. И с этим ничего не поделаешь. Значит для этого ребенка нужно будет поискать другой прием.

Для тех, кто боится сорваться при выполнении домашнего задания с ребенком, первое, основное правило: если чувствуете, что закипаете, что уже не хватает терпения, — сделайте паузу. Причем не только для себя, но и для ребенка. Объясните, что, раз вы оба уже плохо все понимаете, надо прерваться. Предложите попить чай или прогуляться 10 — 15 минут. Свежий воздух, кстати, очень важен для работы мозга, равно как правильный питьевой режим и питание.


В сентябре специалисты БФ «Дорога к дому» проводят вебинары, цель которых — поддержка родителей в процессе учебной деятельности детей. Поучаствовать в вебинаре может любой желающий, для этого нужно зарегистрироваться через сайт «дорога-к-дому.рф» или группу «Благотворительный фонд «Дорога к дому» в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/dorogakdomy). Там же, а также на странице БФ «Дорога к дому» на платформе YouTube, выкладываются видеозаписи вебинаров, посмотреть их можно в любое время, также бесплатно.


Для справки

Вебинары (12+)


27 сентября в 19.00 начнется вебинар «Ребенок у вас способный, но невнимательный…» (психофизиологические особенности ребенка, влияющие на учебную деятельность), ведущий — Екатерина Кряжева.


В открытом доступе уже есть записи следующих вебинаров:


* «Ожидания и реальность. Как родительские ожидания влияют на учебу ребенка»; Екатерина Кряжева;


* «Ребенок — отражения души родителей»; ведущий — психолог Ирина Ромашова;


* «Я все решу сама»; Ирина Ромашова;


* «Учение без мучения» (как помогать ребенку в выполнении домашних заданий)»; Екатерина Кряжева.


* «Воспитание собственным примером»; Ирина Ромашова.



дословно

Екатерина Кряжева:

— Я проводила опросы в родительских группах — узнавала, кто из родителей учился на хорошо и отлично и благодаря чему. Оказалось, что в большинстве своем хорошо учились те, кому учеба давалась легко. Особенно отличники — я не помню ни одного случая, чтобы тот, кто учился на отлично, сказал, что он усиленно зубрил.


Елена Бжания,

golos@35media.ru