Как череповчанки приручают «Львят»

11 трамваев модели «Львенок» и один «Богатырь» — в списке новых трамваев, пополнивших парк техники МУП «Электротранс» в этом году благодаря участию Череповца в федеральном проекте «Чистый воздух». Новые яркие и стильные вагоны, плавно скользящие по рельсам на проспекте Победы, приковывают взгляды горожан. А читатели «Голоса…», успевшие оценить новый транспорт с позиции пассажирского кресла, попросили нас рассказать о водителях. Где их обучали? Показывают ли «Львята» характер? За ответами журналисты отправились в трамвайное депо.

Выбор пути. Мы в трамвайном депо. Нового «Львенка» проверяют перед выходом на линию. Окончания процедуры терпеливо ждет Людмила Антипова. Перед тем как передать вагон специалистам, она еще раз осмотрела его сама:


— Обход и снаружи, и внутри — обязательная процедура. Проверяем тележки, обшивку, пантограф — токоприемник трамвая, фары, направление зеркал.

Людмила Антипова работает водителем трамвая более 12 лет. Обучалась азам профессии в бывшем депо на улице Кравченко. Теория, экзамены, стажировка с наставником, практика, а затем и самостоятельный выезд… По ее словам, в те времена водителями трамваев были только женщины. Сейчас в штате предприятия есть двое мужчин.

— Я родом из Казахстана. Трамвай впервые увидела в детстве, когда приезжали с мамой в Россию. Прокатились. Сказала ей: «Буду водить трамвай!» Так получилось, что мечта сбылась только в 35 лет, — рассказала Людмила. — Права на управление автомобилем получила раньше, но душа лежала и лежит именно к вождению трамвая.


Водители работают по графику три дня через два, максимальная продолжительность смены составляет около 12 часов с перерывом на отдых и обед. По словам Людмилы, несмотря на то, что маршрут трамваев в Череповце кольцевой, работа не надоедает. У вагоновожатой даже есть любимый участок — от Первомайской до Набережной, когда сначала трамвай плавно уходит под горку, а затем начинает подниматься, да и автомобили на этом участке не пересекают путь.


Людмила Антипова управляет трамваями более 12 лет.
Людмила Антипова управляет трамваями более 12 лет.

«Львят» по просьбам пассажиров теперь выпускают не только на 4-й маршрут № 4, но и на 8-й.

— Разница между новыми и старыми трамвая очевидна! В новых удобно все: сама кабина, джойстик для управления — им пользоваться гораздо удобнее, чем контроллером, которыми оборудованы кабины старых трамваев. Как мы переучивались? Сначала наставники прошли обучение в Москве, а затем они обучили нас. Изучили новый трамвай от и до, только потом уже стали выезжать на линии. Я за безопасность. На линии обязательно нужно быть внимательной, осторожной, тормозить плавно, без резких движений, — пояснила Людмила Антипова.



Залог успеха. Надежда Тихомирова тоже пересела со старой техники на «Львенка». Водителем трамвая трудится с 1990 года (с небольшим перерывом на работу в диспетчерской).


— Получилось очень интересно. Я не знала, куда пойти после окончания школы. Одноклассница предложила: «Пойдем на водителя трамвая? Закроешься в кабинке, тебя там никто не тронет». К сожалению, ей не удалось пройти медкомиссию, а вот я смогла стать водителем, — рассказала Надежда.


Раньше на вагоновожатых обучали в профучилище № 27.


— Мне очень нравится со своего рабочего места, из кабины, наблюдать за природой, такой я романтик. На маршруте у меня есть любимая березка — застенчивая, утонченная. Если ехать из Заречья в сторону завода, то ее можно увидеть на левой стороне — чуть дальше корпуса университета на проспекте Победы. Конечно, в момент движения трамвая отвлекаться ни в коем случае нельзя. Внимание и концентрация — главные помощники. Ведь несмотря на то, что маршрут круговой, привычный, ситуация меняется каждую минуту, — поделилась Надежда Тихомирова.


По словам водителя, ей довелось поездить на разных моделях трамваев, включая те вагоны, которые несколько лет назад Череповцу передала Москва.


— Новым вагонам просто нужно привыкнуть к нам, а нам — к ним. На старых вагонах в кабине действуешь как пианист — знаешь, какую клавишу нажать, как руку положить. Для нас управление новой техникой — сказка! Задействована электроника, все кнопки на панели под рукой. Джойстик привычен тем, кому довелось управлять моделями из Москвы. Одним словом, работать приятно! Думаю, с «Львенком» мы обязательно подружимся! — уверена Надежда.



Надежда Тихомирова уверена, что они с "Львенком" скоро подружатся.
Надежда Тихомирова уверена, что они с «Львенком» скоро подружатся.

Плавный ход. Системы в салоне также регулируются кнопками на панели в кабине водителя. Например, по словам Надежды Тихомировой, нагревается новый вагон довольно быстро. Вагоны оборудованы валидаторами, однако сейчас плату за проезд принимают кондукторы. Вот и мы расплатились, услышав от Надежды пожелание: «Приятной поездки!», и устроились на сиденье около центральной площадки низкопольного четырехдверного «Львенка». Трамвай направился с конечной остановки на улице Олимпийской в сторону редакции.


Ход у трамвая плавный. «Качки», на которую указывают некоторые горожане, мы не заметили. Что касается шума, то его, на наш взгляд, гораздо меньше, чем было у «старичков». А с некоторых остановочных площадок на маршруте трамвай трогается так тихо, что кажется, будто находишься внутри гоночной машины, которая способна развить огромную скорость.


В салоне комфортная температура — мы с фотокором даже куртки расстегнули, хотя в старых вагонах в ненастную погоду такого себе не позволишь. А вот протестировать технические новинки — USB-разъем для зарядки переносных устройств и Wi-Fi — у нас не получилось. Дело в том, что трамвай очень популярен у череповчан, пробираться к разъему, чтобы никому не наступить на ногу, не рискнули. Кстати, следует заметить, что часть сидений расположена на небольших возвышениях, к которым ведут ступеньки. Некоторые пассажиры считают это недостатком: проход между сиденьями очень узкий, стоять там неудобно. Понаблюдав за тем, как заходят и выходят пассажиры, согласимся с этим замечанием. Но отметим, что дальше в салоне есть очень вместительные площадки, которые как раз и предусмотрены для проезда стоя.



В рамках участия в проекте "Чистый воздух" город рассчитывает получить еще 30 новых трамваев.
В рамках участия в проекте «Чистый воздух» город рассчитывает получить еще 30 новых трамваев.

А про Wi-Fi мы… попросту забыли! Так увлеклись разглядыванием салона и видов из окна. Как пояснили на предприятии, сейчас идет процесс налаживания системы подключения к бесплатному интернету.


А вот и березка, про которую нам рассказала Надежда Тихомирова. Буквально через минуту остановка у проходной около улиц Комарова и Ломоносова. Выйдя из трамвая, показываем Надежде большой палец: поездка удалась, спасибо!


В продолжение темы

Пути отремонтируют

На вопросы горожан о состоянии путей ответил на своей странице в соцсети мэр Череповца Вадим Германов. По его словам, новые вагоны без проблем могут передвигаться и по существующим рельсам, но город намерен полностью заменить всю трамвайную инфраструктуру. Работы разбиты на пять этапов. Первый предусматривает замену путей на участке от ул. Олимпийской до ул. Судостроительной. Его протяженность — 7,2 км, работы оцениваются в 523 млн рублей. Чтобы не тратить средства городского бюджета, мэрия формирует заявки для участия в федеральных проектах. К слову, для полного обновления подвижного состава нужны еще 30 трамваев. Планируется, что в рамках проекта «Чистый воздух» средства городу на покупку будут выделены в следующем году.


Алина Волкова,

golos@35media.ru