Череповчане пересаживаются на электромобили. Сколько экономят на бензине?
В Череповце открылась первая зарядная станция для электромобилей, скоро появятся еще две. Правда, пока таких машин в нашем городе меньше двух десятков. Но месяц от месяца их становится все больше. «Голос Череповца» выяснял, чем привлекает этот вид транспорта автолюбителей и какие у него перспективы развития в городе, области и стране.
«Заправиться» за 1,5 часа. Первая в городе зарядная станция для электромобилей расположена на проспекте Победы, 85г. По словам ее владельца Владимира Шорохова, этот проект направлен на улучшение экологии в Череповце:
— Выхлопы автомобилей — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере. Я решил в какой-то мере поспособствовать их снижению, популяризируя электромобили. Именно поэтому зарядка машин, а также электросамокатов, мобильных телефонов и других гаджетов бесплатна. Время работы с 9.00 до 18.00. Скорость зарядки зависит от емкости аккумуляторной батареи. Чем она больше, тем дольше заряжается. Например, полная зарядка электромобиля «Шевроле-Вольт» занимает полтора часа.
В среднем за неделю на станцию приезжает три клиента. Владимир надеется, что в будущем их станет больше. Вообще же, на электрозаправке можно одновременно заряжать до пяти автомобилей.
Парк электрокаров. Согласно имеющейся статистике, в 2021 году череповчанами приобретено 14 электромобилей. Примерно год назад их было в нашем городе всего четыре. Кстати, на тот момент в Вологде их начитывалось 12. Такой разрыв объясняется просто: в Череповце не было зарядных станций. Так что для города открытие «электрозаправки» стало знаковым событием, которому даже был посвящен отдельный пост мэра во «ВКонтакте». По словам Вадима Германова, до конца года появится еще одна зарядная станция у ТК «Леруа Мерлен», которую построит «Северная сбытовая компания».
А в регионе в целом сейчас насчитывается более 60 электромобилей, как рассказал нам председатель Ассоциации владельцев электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Вологодской области Алексей Логанцов:
— По моей оценке, 80% из них — это недорогие праворульные японские машины наподобие Nissan Leaf, стоимостью 400 000 — 700 000 рублей. В основном они 2011–2017 годов выпуска. На одной зарядке аккумулятора «Ниссаны» могут проехать 150 — 200 километров. Остальные 20% — это более дорогие авто, стоимостью от двух до пяти миллионов рублей. Их аккумулятор позволяет проехать 300 — 400 километров. Например, есть три Audi e-tron, как у меня, два Porsche Taycan и несколько BMW и Chevrolet. Есть в нашей области и гибридные авто. В них имеется двигатель внутреннего сгорания, но он в основном служит для генерации тока. Заливаешь восемь литров бензина, и он постоянно подзаряжает батарейки, а двигаешься ты на электричестве. Практически все авто были приобретены уже подержанными, но в очень хорошем состоянии. Добавлю, что каждый месяц парк электрокаров пополняется на четыре-пять машин. Около 60% владельцев электромобилей живут в Вологде, 30% — в Череповце, остальные — в районах.
Есть на Вологодчине и несколько знаменитых электромобилей «Тесла». Правда, по словам Алексея, их престижность несколько преувеличена. Конечно, это хороший, добротный автомобиль, но его салон сделан в духе минимализма, разве что электронная часть очень продвинутая. По общемировой классификации «Тесла» относится к среднему классу, а к элите относятся машины, сделанные компаниями «Ауди», «БМВ» и «Порше».
«Электродороги». На одной зарядке электромобиль может проехать ограниченное расстояние. В зависимости от мощности аккумулятора — от 150 до 500 км. А зарядных станций в нашем регионе очень мало. В Вологде их четыре, в Череповце пока одна. Именно это и мешает увеличению количества электромобилей. Однако Алексей Логанцов уверен, что очень скоро ситуацию удастся кардинальным образом изменить:
— В Вологде планируется построить еще три станции, в Череповце — две. Одну их них я сделаю в ближайший месяц на проспекте Луначарского. Она закроет примерного 50% потребности города. В перспективе я вижу две «электродороги», проходящие через наш регион. Первая будет по маршруту Москва — Вологда — Великий Устюг. В Ярославле, Вологде и Тотьме зарядки есть, также они появятся в Чекшине, Нюксенице и Великом Устюге. Вторая электродорога пройдет по маршруту Санкт-Петербург — Череповец — Вологда — Великий Устюг. Рост числа электрозаправок пойдет быстрее, когда к процессу подключатся крупные предприятия области. У «Северстали» и «Апатита» интерес к этому есть. Думаю, что постепенно они начнут включать в свой парк электромобили. Имеется заинтересованность и властей. Администрация Вологды уже вошла в нашу ассоциацию. Я планирую встречу с Вадимом Германовым, чтобы обсудить перспективы использования электромобилей в Череповце.
Надежно и экономично. Наверное, многим интересно, как обстоит дело с надежностью электромобилей. С этим все хорошо. Они оснащаются качественными электромоторами, которые практически не нуждаются в обслуживании. Ходовая часть точно такая же, как в обычных автомобилях, так что специалистов по ремонту достаточно.
Электромобили очень экономичны. Цена бензина постоянно растет, сейчас один литр АИ-92 стоит около 50 рублей. Предположим, что ваш автомобиль потребляет 10 литров бензина на 100 километров (это средний расход бензина в смешанном режиме для многих авто). Значит, вам придется заплатить 500 рублей. Средняя стоимость одного киловатт-часа на зарядных станциях — семь рублей. Для того, чтобы машина проехала 100 километров, нужно 30 кВт⋅ч. Таким образом, экономия составляет 290 рублей. Жители частных домов могут заряжать машину от розетки, в этом случае киловатт-час будет стоить всего пять рублей, а если вы живете в сельской местности — и того дешевле. Не будем забывать, что существуют и бесплатные электрозаправки. Добавим, что с 1 января 2021 года отменен транспортный налог на электромобили с физических лиц.
Вологодский Маск. 48-летний вологодский бизнесмен Алексей Логанцов авто увлекался с детства, а свою первую машину приобрел в 27 лет и помнит ее до сих пор:
— Она, как первая любовь, никогда не забывается. Помню, занял денег — 25 000 рублей — и купил еле живую бэушную «восьмерку». Была она реэкспортная бельгийка с объемом двигателя 1 300 кубических сантиметров и максимальной скоростью 130 километров в час. Как автолюбителю она мне очень многое дала. Научился разбирать и собирать карбюратор, чистить его. В общем, как и все нормальные парни, половину времени ковырялся, а половину ездил. Через два года продал, добавил денег и купил «девятку». Затем пошли иномарки — Mitsubishi, Subaru. Сейчас езжу на Volkswagen Touareg. Вообще, для меня главное в машине — совокупность параметров: надежность, скорость и экономичность.
Некоторое время назад Алексей заинтересовался электромобилями и в прошлом году купил Audi e-tron. Чуть позже бизнесмену пришла идея заняться популяризацией электромобилей в области:
— Коллеги в шутку называют меня вологодским Илоном Маском. Должен же кто-то в регионе двигать научно-технический прогресс. За электромобилями будущее. Они не вредят экологии, дешевы в обслуживании, топливо недорогое. В свою фирму я купил два гибридных электромобиля «БМВ» по цене чуть больше двух миллионов рублей, а также построил для них в Вологде сеть зарядных станций, где могут бесплатно заряжать свои электромобили и другие владельцы, причем одновременно до семи машин. На своем «Ауди» я езжу только в пределах города и до ближайших населенных пунктов, так как на одной зарядке можно проехать 250 — 300 километров, а на трассах пока зарядиться негде.
Клим Снегов,
golos@35media.ru