Газета «Голос Череповца»

35media.ruЧереповецкий мастер создает необыкновенные авторские топоры и ножи.

Череповецкий мастер создает необыкновенные авторские топоры и ножи.

Разве может быть топор произведением искусства? Ведь это исключительно бытовая вещь. Дров наколоть на зиму, срубить сухостой на участке. Вот, казалось бы, основное предназначение этого инструмента. А ножи? Салат нарезать — это да, но чтобы подолгу рассматривать лезвие, вглядываясь в причудливо выгравированные узоры? Возможно и такое, если привычные инструменты созданы ремесленником с необычным взглядом на вещи Олегом Прыгуновым.



Адреналин средневековья. Все началось с того, что около десяти лет назад друзья пригласили Олега принять участие в большом фестивале средневековой реконструкции «Новоторжский рубеж», что традиционно проходит в древнем городе Торжке. Для Олега, не имевшего никакого практического представления о военно-исторических реконструкциях, поездка оказалась судьбоносной.


Приехав на место, опытные ребята выдали новичку снаряжение, провели базовый инструктаж, а дальше… Дальше те самые эмоции, которые нигде больше не испытаешь, кроме как на фестивальном, весьма реалистичном, поле боя.


— Тогда я понял, что люди, занимающиеся реконструкциями, не понаслышке знают, как выглядит и пахнет адреналин, — рассказывает Олег Прыгунов. — Как можно передать словами ощущения, когда ты стоишь в окружении не одного десятка бойцов напротив других бойцов, вооруженных мечами, топорами да щитами? Никак!


По приезде домой Олег начал интересоваться, сколько стоит необходимое для участия в боях снаряжение, и понял, что покорившее его хобби — далеко не из дешевых. Полный комплект снаряжения для средневекового бойца можно было приобрести тогда за сумму от 150 тысяч рублей. Поразмыслив, Олег решил: «Почему бы в таком случае не попробовать изготовить снаряжение своими руками?» Необходимые выкройки он нашел в интернете. По ним сшил штаны, рубаху, кафтан. Дошла очередь и до кованых изделий. Друзья, занимавшиеся в клубе, помогли выковать первый нож из клапана. За ним последовал и первый топор, боевой шлем… И Олег вдруг понял, что работа с железом приносит ему огромное удовольствие.



Олег Прыгунов у себя в мастерской.
Олег Прыгунов у себя в мастерской.

Творческая ревизия. На тот момент Олег работал в сфере строительного бизнеса. И вот как-то раз, проводя ревизию имеющихся инструментов, он обнаружил девять топоров, которые формально уже были непригодны к работе. Затупившиеся, со сломанными треснутыми ручками, пережившие не один десяток актов уничтожения гипсовых стен, они фактически были списаны в утиль. Однако Олег решил восстановить изношенные инструменты. В процессе реставрации придал им необычные формы, стилизовал, нанеся на топорища древние руны.


Ну разве такой топор не может носить статус произведения ремесленного искусства?
Ну разве такой топор не может носить статус произведения ремесленного искусства?

Один из топоров с рунами, гласящими: «Без дела не вынимай, без славы — не вкладывай», он решил подарить своему товарищу на день рождения. Тому необычный подарок очень понравился. Понравился он и его друзьям-гостям, которые стали просить Олега смастерить и им подобные инструменты. Так старые топоры обрели новую жизнь.


Сила грифеля. Как выразился один из постоянных клиентов Олега, его изделия — особенные, они «живут». К процессу «оживления», казалось бы, холодной и бездушной стали он подходит, вооружившись разными практическими методами.


Чаще всего все происходит по «классической схеме». Сначала приходит идея, и мастер бережно ее вынашивает в голове. Как только задумка приобретает более-менее отчетливые формы, наступает время создания эскиза. Здесь Олег предпочитает действовать по старинке. Обычный простой карандаш, по его мнению, имеет огромные преимущества перед компьютерными программами.


На ноже можно и огнедышащего льва изобразить.
На ноже можно и огнедышащего льва изобразить.

— Все серьезные мастера своего дела из разных сфер, с которыми я общался, уверены: создавать эскизы нужно вручную, — говорит Олег Прыгунов. — Это не значит, что стоит все доводить до абсурда, пренебрегая помощью компьютера в те моменты, когда она действительно необходима. Однако на начальном этапе лучше в первую очередь довериться себе, своим навыкам. Я считаю, что мозг — самый совершенный инструмент, а человеческая рука — инструмент, самый близкий к мозгу. Их командная работа способна на многое.



Пейзаж на топоре… А почему нет?
Пейзаж на топоре… А почему нет?


Иван Крылов,

golos@35media.ru