Череповчанка перекрестилась, увидев за рулем городского автобуса Наташу Королеву

Копировать ссылку
Источник: Голос
Тезка популярной певицы перебралась в Череповец из областной столицы

«Ой, а за рулем женщина!» — удивляются пассажиры автобусов автоколонны № 1456. Но похоже, что скоро череповчане перестанут удивляться: на предприятии активно идет набор и обучение женщин-водителей. Сейчас на маршрутах работают уже десять представительниц прекрасного пола. И можно сказать, что отчасти это следствие череповецкой транспортной реформы. Установили в салонах автобусов валидаторы, кондукторы остались без работы, и кто-то из них «повысил квалификацию» — пересел из кондукторского кресла в водительское, хотя до этого ни разу не сидел за рулем. О пути в профессию, которую обыватели считают исключительно мужской, журналисты «Голоса…» расспросили водителей.

Из троллейбусного депо. С Наталией Королевой мы встретились на конечной остановке «семерки» на улице Олимпийской. Автобусы на площадке у трамвайного депо находятся на «перестое» — так называют перерыв между выходами на линию. На площадке установлены модульный туалет, контейнер для мусора, рядом находится кафе, куда можно при желании заскочить перекусить.

Наталья нажимает на кнопку — и двери салона приветливо распахиваются. Трудно поверить, но водительский стаж Наталии составляет больше восьми лет — в кабину автобуса она пересела из кабины троллейбуса. А для этого ей пришлось переехать из Вологды в Череповец.

— Что меня за руль потянуло? Не знаю! Думаю, что если дано тебе водить, значит, будешь водить! С 15 лет у меня была мечта управлять троллейбусом. К слову, немало женщин управляет этим транспортом. В 2006 году получила водительские права категории В на управление автомобилем, но машину сейчас не вожу, так как была травма ноги. В 2010 году наличие прав помогло обучиться на водителя троллейбуса. Занятия велись в учебном центре, практика проходила в депо, экзамен сдавали в ГИБДД, стажировка проходила под бдительным оком коллектива предприятия. А в какой-то момент захотелось попробовать что-то новое — быть «не привязанной к проводам». Например, если едешь на троллейбусе и попал в пробку, то будешь стоять, а на автобусе есть шанс выехать из затора! В череповецкую автоколонну позвал работать друг. Права на категорию Д получила в Вологде — и поехала в Череповец.

Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре.
Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре.

Случилось это год назад.

Наталию Королеву можно встретить за рулем автобусов № 7 и 27.
Наталию Королеву можно встретить за рулем автобусов № 7 и 27.

Две педали вместо трех. По словам Наталии, главное отличие автобуса от легковой машины — габариты, к которым нужно привыкать. А если сравнивать автобус с троллейбусом, то габариты и комплектация практически одинаковы:

— Единственное, в автобусе привод идет от электродвигателя, а в троллейбусе — от проводов. В троллейбусе тоже есть руль. Там три педали — электрика, пневматика и пусковая. У автобуса, работающего на автоматической коробке передач, — только газ и тормоз, — пояснила Наталия Королева.

В автоколонне № 1456 девушка стажировалась около пяти месяцев на ЛиАЗе, затем пересела на МАЗ, на котором работает и сейчас. На всех этапах ей помогали водители–наставники Павел Малышев, Андрей Николаев, Михаил Шихмарев.

С возможными техническими нюансами, которые возникают в процессе езды, Королева старается справляться сама. Но отмечает: коллектив в автоколонне очень дружный, на помощь готовы прийти все.

— Например, лампочку заменить могу и сама. А вот колесо — нет. У нас есть ремонтная мастерская. Однако с какими-то проблемами помогают и коллеги во время «перестоев» или обеда. Еще можно позвонить механику или диспетчеру и получить инструкцию, что предпринять, чтобы устранить проблему. Главный помощник — мой муж Олег Тимофеев. Он вместе со мной переехал в Череповец и устроился водителем. В Вологде он был водителем автобуса больше десяти лет. Здесь, как и я, водит МАЗ. Рад, что и мне такая модель досталась. Если что-то не так, всегда можно позвонить, проконсультироваться. Когда пришла в автоколонну, мне предлагали пройти стажировку на новом газомоторном ЛиАЗе, но мне на МАЗе удобнее.

В кабине сидит мишка. Его забыл кто-то из пассажиров и не вернулся.
В кабине сидит мишка. Его забыл кто-то из пассажиров и не вернулся.

Чистота и порядок. На «перестое» Наталия не торопилась сразу покинуть автобус, а отправилась в салон проверить, все ли в порядке.

— Перед каждым выездом нужно осматривать автобус снаружи и внутри на предмет царапин, других повреждений. Вечером при возвращении на базу обязательны мойка автобуса снаружи и уборка внутри, этим занимается отдельная служба. Но бывает, я на обеде сама подметаю салон. Потому что я за чистоту! В кабине все время прибираю, ношу «сменку» — тапочки, а одна из наших коллег вообще в носочках ездит. Кстати, у меня была интересная ситуация с троллейбусами: если протрешь все панели, смена будет идеальной; если где-то участок грязным оставишь — обязательно что-то сломается. Для автобуса завела традицию: перед тем как уйти вечером с работы, забираю автобус после мойки и еще раз сама мою пол в кабине, чтобы утром было чисто.

Реакция коллег и пассажиров. Наталия Королева работает на маршрутах № 7 и 27. Первая смена иногда начинается в 5 утра. Водитель отмечает: режим труда и отдыха в автоколонне № 1456 соблюдается очень строго — на предыдущем месте работы такого не было.

— Хорошо, что переставляют с маршрута на маршрут. Так интереснее, не надоедает одна и та же дорога. Сложным ни один из маршрутов назвать не могу. Поначалу, конечно, были трудности, так как города не знала. Сейчас привыкла. Другие водители — и автомобилей, и автобусов других компаний, с которыми встречаюсь на дороге, — мне улыбаются в знак приветствия. Стараюсь со всеми дружить.

А пассажиры чаще всего реагируют так: «Ой, девушка, женщина за рулем!» А одна бабушка, увидев Наталию в кабине подъезжающего к остановке автобуса, даже перекрестилась!

— Наши автобусы оборудованы валидаторами, однако пассажиры могут проехать и за наличные средства, оплатив проезд у нас, — в кабине стоит специальный терминал. В основном так делают люди пожилого возраста. Они поговорить любят — спрашивают и про транспортные карты, и про бесплатную пересадку. Объясняю, подсказываю, к кому обратиться за помощью. Бывает, что и хвалят: «Хоть и девушка, а вон как хорошо тормозит!» Интересный случай был 1 сентября. Ливень, подъезжаю к остановке у вокзала. На дороге лужа разлилась. Я, думая о том, чтобы сберечь тормоза, подъехала к остановке максимально аккуратно. А там стоял дедушка. Зашел, расплачивается и хвалит меня: «Вы единственная так медленно и аккуратно подъехали, чтобы людей не обрызгать!»

Водитель обилечивает пассажиров и следит за теми, кто расплачивается через валидатор.
Водитель обилечивает пассажиров и следит за теми, кто расплачивается через валидатор.

По словам Наталии, чтобы ездить без ДТП, надо соблюдать народное правило: «Дай дорогу дураку».

— Лучше пропустить, чем стоять без движения два или три часа. Главное — всегда быть спокойной и не гнать.

Из кондукторов — в водители. Как рассказали «Голосу…» специалисты автоколонны № 1456, впервые женщин-водителей на предприятии начали набирать около восьми лет назад. Но это были единичные случаи. Всплеск желающих сесть в кабину водителя автобуса пришелся на конец прошлого года, в том числе решили обучаться несколько кондукторов, которые после введения системы бесконтактной оплаты проезда не пожелали стать контролерами. В учебном центре, с которым предприятие заключило договор, девушки учатся несколько месяцев для получения прав категорий С и Д. Затем сдают экзамен в ГИБДД и приходят на предприятие на стажировку. Длится она 128 часов под руководством водителей-наставников. На автобусе размещена специальная табличка «Стажер». Затем девушек распределяют по маршрутам. В основном дают «спокойные» — № 7, 9, 27. По словам наставников, девушки водят хорошо.

В середине сентября на маршрут № 7 выйдет самостоятельно работать Кристина Световидова. Она будет самой молодой среди женщин-водителей — ей 22 года. Когда ей было 19 лет, она устроилась работать кондуктором, затем поработала контролером.

— Захотелось попробовать что-то новое. Правда, родственники были в шоке, но поддержали. В этом апреле приступила к обучению, в июле сдала экзамен и начала стажироваться. В прошлом декабре получила водительские права категории В, вожу машину. Если в автомобиле ты везешь себя, родных, друзей, знакомых, то в автобусе — целый салон заполнен пассажирами, людьми, за которых ты несешь ответственность, -говорит Кристина.

Стажеры обычно работают с 7 до 16 часов. По словам Кристины, на дорогах Череповца многие водители ведут себя некорректно. Но она держит эмоции в узде, придерживается заветов, которым учили: не гнать автобус, тормозить плавно.

— Пассажиры удивляются, особенно когда подходят за билетом. На валидаторы никто не жалуется, как и на то, что обилечиваем мы пассажиров только на остановках. Задержек в графике движения из-за этого нет. Ведь если пассажир замешкался, доставая наличные или документы, мы закрываем двери и едем до следующей остановки. Люди спокойно ждут возможности расплатиться. «Семерка» — маршрут спокойный, гнать никуда не нужно, — поделилась Кристина.

Будучи бывшим кондуктором и контролером, Кристина успевает следить и за тем, как пассажиры оплачивают проезд через валидаторы:

— Видно в зеркало, кто в салон зашел и сел, не приложил карту. Иногда хочется встать и подойти к такому пассажиру! На нашем терминале, который размещен в кабине, отображается время прикладывания карты. На эти данные и ориентируется контролер, когда появляется в салоне автобуса. И обязательно подходит к тем, кто за проезд не заплатил.

По словам Кристины, один из главных секретов для успешной поездки автобуса — его проверка перед выходом на линию, и это обязательно должен сделать сам водитель.

Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре.
Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре.

«Автобус ведем как коляску». В рядах частных транспортных перевозчиков тоже есть женщины-водители. Среди них мама 12 детей Елена Назимова, героиня многих наших публикаций. По ее словам, за «руль пошла» по стопам деда:

— Еще будучи студенткой, получила права категории В. Затем получила права категории С, Д и Е. В общей сложности на обучение ушло около трех лет. Наличие таких прав позволяет управлять разными видами транспорта. Попробовала себя везде. Я не любитель быстрой езды, больше 100 км/час не разгоняюсь. Так что я — автобусный водитель, — призналась Елена.

За 19,5 года ей довелось поработать и на городских, и на пригородных и даже на междугородних автобусах. Считает городские маршруты самыми тяжелыми: легковушки дорогу не уступают, паркуются так, что автобусу объезжать их сложно.

— А ведь автобус при всем при этом нужно вести так, чтобы в салоне никто не упал — любое падение пассажира теперь приравнивается к ДТП. Так что труд моих коллег — ежедневный, тяжелый. Хочется, чтобы другие участники дорожного движения их уважали, — отметила Елена Назимова.

У Елены сейчас небольшой перерыв в работе из-за проблем со здоровьем. Но осенью она снова выйдет на маршруты. Работает на так называемых пригородных рейсах — возит работников «Северстали» и «ФосАгро» к промышленным площадкам. График удобный: два рейса утром и два вечером.

— Ни разу не пожалела о выборе профессии! Долгое время была единственной женщиной-водителем автобуса в городе. Сейчас очень рада узнавать о девочках, которые приходят в эту профессию. Работа интересная! Мы, женщины, автобус ведем аккуратно. Думаю, из-за того что много возим колясок с детьми — не покатим же по кочкам! Считаю, что в работе важен опыт первой медицинской помощи. У меня — тьфу-тьфу! — за эти годы не было ни одной аварии, но в дороге насмотришься, конечно, всякого. Очень надеюсь, что женщин — водителей автобусов в городе станет еще больше.

Сергея Шнурова в 2017 году по его личной просьбе Елена Назимова возила по Череповцу на автобусе.
Сергея Шнурова в 2017 году по его личной просьбе Елена Назимова возила по Череповцу на автобусе.

Как водят женщины? В отделе ГИБДД по Череповцу «Голосу…» рассказали, что на экзамены из автошкол приходят группы, в которых количество женщин и мужчин примерно равное, особенно в последние годы. Женщина за рулем перестала быть нонсенсом.

— В последнее время женщин на обучение приходит больше, чем мужчин. Возраст — от 25 до 35 лет. Девушки лучше усваивают теорию, а вот стиль вождения, как и у мужчин, у каждой женщины свой. Есть наглый — «мне надо!», а есть и робкий — «я лучше пропущу». Эмоции женщинам часто мешают. Очень много несданных экзаменов из-за голубей, кошек, собак, которые встречаются на пути, мужчины зачастую не обращают на них внимания. А женщины пытаются объехать, остановиться, что приводит к опасным торможениям, ударам в бордюр, — поделился инструктор по вождению Дмитрий.

К сведению

Пополнить ряды

Как сообщили в автоколонне № 1456, прием желающих обучиться на водителя автобуса (и женщин, и мужчин) продолжится как минимум до конца этого года. Дополнительную информацию можно получить по телефону 26-65-06 (в рабочие дни до 17.00). К слову, в зарплате водителей-мужчин и водителей-женщин разницы нет — все зависит от количества отработанных часов. Обычно она начинается от 35 тысяч рублей. У водителей 42-дневный отпуск, соцпакет согласно ТК РФ, а также право бесплатного проезда по удостоверению в общественном транспорте города. На пенсию мужчины выходят в 55 лет, женщины — в 50 лет.

Справочно

О бесплатной пересадке

Табличку «Бесплатная пересадка» журналисты «Голоса…» встретили на всех автобусах автоколонны № 1456. Напомним, что с 1 сентября в пробном режиме до 31 декабря эта услуга действует во всех автобусах муниципального предприятия в любых направлениях, распространяется она только на пользователей транспортных карт. Интервал между поездками — 45 минут, отсчет начинается с момента прикладывания транспортной карты к валидатору в первом автобусе. Если пассажир зайдет во второй автобус и приложит транспортной карту к валидатору в обозначенный срок, деньги с нее второй раз не спишутся.

Алина Волкова,

golos@35media.ru

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 22 →

Вы уже начали подготовку к Новому году?

10.51%
10.83%
37.90%
11.78%
8.92%
20.06%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

"Сохраняем историческую память, бережно несем ее сквозь года. Произошло важное для нашей областной столицы событие. Вологде присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». Эту инициативу жителей города, местных властей, парламентариев поддержал Президент РФ Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа».

Областная столица достойна этого высокого звания. Оно имеет большое значение для сохранения памяти о земляках-тружениках. В годы Великой Отечественной войны город обеспечивал фронт продовольствием и продукцией военного назначения, принимал раненых, жителей блокадного Ленинграда. Многие вологжане работали на Северной железной дороге, которая обслуживала советский фронт. Гордимся подвигом наших предков"

16 Ноября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
Афиша
27 ноября, воскресенье
14:28:00
Коронавирус
Коронавирус
215311 (+40) чел
Курсы валют
USD 60.48
EUR 62.88