35media.ruКак записка на холодильнике спасла тещу от мошенников

Как записка на холодильнике спасла тещу от мошенников

Дистанционные мошенничества в последнее время приобретают характер национальной катастрофы. Еженедельно мошенники зарабатывают миллионы рублей. Зачастую жертвой злодеев становятся пожилые люди. Обезопасить их — задача детей и внуков. Как правильно это сделать, в прямом эфире, который был организован из областного Центра управления регионом, рассказал врач-психиатр, руководитель АНО «Центр информационной безопасности в сети Интернет «Защита» Юрий Афанасьев.

Главная задача профилактических мероприятий - не дать человеку перевести деньги мошенникам
Главная задача профилактических мероприятий — не дать человеку перевести деньги мошенникам

Неприкасаемых нет.

Ошибочно считать, будто главные жертвы мошенников — исключительно пенсионеры. Вот вам свежий пример. 45-летний педагог из Вытегорского района перевела злоумышленникам 2 млн 365 тысяч рублей! Звонили женщине якобы из банка, пугали несанкционированными действиями со счетом. В итоге учительница оформила несколько кредитов, а все деньги перевела на счета, продиктованные мошенникам.

А вот на легенду «родственник попал в беду» чаще реагируют пожилые люди. Актуальный пример из криминальной сводки. Череповчанка 1934 г. р. была уверена, что разговаривает по телефону с племянником (на самом деле — с мошенником). Тот просил помощи, говорил, что сейчас к бабушке приедет его доверенное лицо. Приехала женщина и забрала приготовленные пенсионеркой 400 тысяч рублей.

«В последнее время у мошенников вновь приобретает популярность сценарий „родственник попал в беду“, — предупреждает горожан УМВД по Череповцу. — Злоумышленники направляют к своим жертвам сообщников, чтобы те забирали наличные средства, а затем переводили на определенные счета. В Череповце зарегистрировано уже несколько подобных фактов».


Простой способ обезопасить старшего родственника закрасить три цифры CVV-кода
Простой способ обезопасить старшего родственника закрасить три цифры CVV-кода

— Рассуждать, что эта ситуация не коснется меня и моей семьи, — наивно и ошибочно, — считает врач-психиатр Юрий Афанасьев. — Мы должны понимать, что дистанционное мошенничество — это выстроенная система преступного бизнеса. И неприкасаемых тут нет. Если вы лично не поверите мошенникам, обмануться могут ваши старшие родственники, которые отдадут все сбережения или даже возьмут кредиты в банке. И это станет финансовой проблемой для всей семьи. Поэтому так важно грамотно объяснить родителям, бабушкам-дедушкам, как вести себя, когда мошенники тебе звонят или пишут в социальной сети.


Как распознать мошенника?

— Внимательно слушайте, что именно вам говорят. Мошенник сразу обозначит свой интерес к вашим финансам. Либо человека пугают потерей сбережений: «Кто-то пытается оформить кредит на ваше имя», «На вашем счету зафиксированы подозрительные операции» и т. д. Либо человеку сулят прибыль: компенсацию за ранее заказанные БАДы, товар по цене, которая намного ниже рыночной, — говорит Юрий Валентинович. — В зависимости от этого меняется и тактика поведения злоумышленников. Звонки из «банка» — это быстрая атака, запугивание, введение человека в паническое состояние. Собеседник говорит, что нужно действовать здесь и сейчас. В разговор вступают все новые люди (оператор банка, сотрудник службы безопасности и т. д.), информация нагромождается. Главная задача мошенников — не дать человеку времени на анализ. В случаях, когда злодеи сулят прибыль, применяется тактика заманивания, разговор начинается издалека, человека «убаюкивают» и вовлекают в разговор.


Почему так сложно прервать разговор с мошенником?

— Мошенники стремятся выбить человека из стабильного эмоционального состояния, чтобы отключить критическое мышление. Они ловко манипулируют эмоциями. Запомните главное: нельзя принимать никаких решений на эмоциях. Ваша главная задача — прекратить начатый разговор. Казалось бы, что может быть проще — положить трубку. Но опытный мошенник сделает все, чтобы держать вас на крючке как можно дольше. Прервали разговор — и можете использовать разные тактики: глубоко подышите, сосчитайте до десяти, ополосните лицо холодной водой, позвоните родственникам и расскажите о происшествии. Важно не бояться обратиться за помощью, спросить совета, поделиться своими сомнениями. Ведь в сохранении финансового благополучия заинтересована вся семья.

Как обезопасить пожилых людей в интернете?

— Часто пожилые люди указывают на своих страничках в социальных сетях в графе «родственники» всю родословную до седьмого колена. И этим могут воспользоваться мошенники, взломав аккаунт внука или сына, от имени которого попросят у бабушки денег. Мой совет — настройте аккаунты своих родственников, сделайте профиль закрытым, изучите настройки приватности. И общая рекомендация — никогда не пересылайте в социальных сетях и мессенджерах документы, которые содержат ваши персональные данные: скрины или фото страниц паспорта, реквизиты банковского счета. Если есть необходимость передачи данных в электронном формате, воспользуйтесь электронной почтой. Этот канал надежнее. И еще два совета — регулярно меняйте пароль, избегая слишком простых комбинаций, и не кликайте подозрительные ссылки.

Как вести себя с мошенником?

— Задавайте вопросы. Не стесняйтесь показаться глупым в разговоре с незнакомым вам человеком. К примеру, вам звонят якобы из череповецкого офиса банка. Спросите: какая сейчас погода за окном, мол, собираюсь на улицу, зонт брать с собой или нет. Чем нелепее будет вопрос, тем эффективнее это сработает! Ваша цель — сбить мошенника с заданного алгоритма действий. И вы сразу увидите, как ваш собеседник, только что говоривший уверенно, быстро, напористо, начнет сбиваться, повторяться, растеряет напор. Проведенная контратака позволит вам взять инициативу в разговоре в свои руки, даст время на переосмысление информации. Профилактическая работа по предупреждению дистанционных мошенничеств проводится большая. Но чаще всего нам рассказывают о том, как «работают» мошенники. Это очень хорошо. Но при таком формате задействован только один канал восприятия информации — слух. На мой взгляд, более эффективным является метод визуализации. Приведу пример из своей практики. Я взял лист бумаги и расписал четкий и понятный алгоритм действий: звонят с незнакомого номера — не бери трубку, спрашивают про деньги на карте — положи трубку и перезвони родным. И повесил эту шпаргалку, адресованную теще, на холодильник в ее квартире. Когда человек раз за разом читает информацию, она запоминается, откладывается и закрепляется на подсознательном уровне.


Марина Алексеева,

golos@35media.ru


«Помоги родителям!» — совместный проект газеты «Голос Череповца» и управления информационной политики правительства Вологодской области.