Где найти приют велосипеду?
В Череповце стремительно растет количество велосипедистов. И чем их больше, тем острее становится конфликт между участниками дорожного движения: велосипедист на проезжей части — головная боль для автомобилиста, велосипедист на тротуаре — головная боль для пешехода. Чем острее этот конфликт, тем громче звучит требование: городу необходима полноценная велоинфраструктура. Нешуточный спор на эту тему разыгрался в нашей группе в социальной сети, где был размещен рассказ журналистки о том, как во время пешей прогулки по Октябрьскому мосту ее едва не сбил с ног молодой человек на велосипеде. Мнения, как водится, разделились. Более того, выяснилось, что горожане даже ПДД толкуют по-разному. Что же диктуют Правила дорожного движения тем, кто передвигается на велосипедах?
Вежливость и аккуратность.
Для начала изложим свою позицию. Среди сотрудников нашей редакции есть и пешеходы, и автомобилисты, и велосипедисты. Мы ни в коем случае не требуем запретить владельцам двухколесного транспорта передвигаться по пешеходным дорожкам: по проезжей части ездить очень опасно. Мы призываем их к вежливости и аккуратности:
* не нужно мчаться по тротуару на большой скорости, если по нему идут пешеходы;
* особенно внимательным нужно быть, если пешеход идет спиной к велосипедисту, ведь он может быть погружен в свои мысли;
* когда приближаешься к пешеходу, притормози, и не надо ехать локоть к локтю — обогни на расстоянии метра как минимум; если этого расстояния нет, дай о себе знать осторожно, не пугая, а лучше вовсе сойди с велосипеда.
По проезжей части.
Теперь о Правилах дорожного движения. Как пояснили в отделе ГИБДД, управление велосипедом регулируется пунктом 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов».
Он гласит: «Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов». Понятно, что только ленивый, прочитав это, не вспомнит, что в Череповце велодорожки сделаны лишь на небольших отдельных участках (например, на благоустроенной в прошлом году набережной от улицы Университетской до Соборной горки). Но ведь путь велосипедиста несколькими десятками метров явно не ограничивается. Тогда куда же ему податься?
ПДД допускают появление велосипедиста на проезжей части (для передвижения по правому ее краю) в следующих случаях:
* если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
* если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 метр;
* если движение велосипедистов осуществляется в колоннах.
То есть в условиях нашей городской среды велосипедисты могут передвигаться по правому краю проезжей части, так как выделенные для велосипедов зоны отсутствуют.
Среди пешеходов.
Ехать по пешеходной дорожке велосипедист также имеет право при следующих условиях:
* если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
* если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до семи лет (на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом).
Кроме того, как поясняют специалисты, велосипедисты в возрасте от семи до 14 лет должны передвигаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В ПДД отмечено, что ребенок младше семи лет на велосипеде также должен передвигаться только в обозначенных местах (причем уточняется, что на велопешеходной дорожке ехать на велосипеде ему можно на стороне для движения пешеходов).
Предотвратить риск.
Правила предписывают велосипедисту, что если его движение на всех обозначенных выше участках подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, то он «должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов».
К слову, в споре под нашим постом в соцсети, о котором мы упомянули в начале статьи, точку поставили представители мэрии. Они сформулировали так: «Велосипедистам не запрещено двигаться по тротуару, если на проезжей части нет оборудованной велосипедной дорожки или если ширина проезжей части не позволяет безопасно передвигаться по ней. До 14 лет велосипедистам запрещено ездить по проезжей части.
На Октябрьском мосту двигаться по проезжей части не позволяет ширина полосы. При движении по пешеходной дорожке у велосипедиста и пешехода равные права и обязанности. Если велосипедист не может обеспечить безопасного передвижения по тротуару, то он должен идти пешком, ведя велосипед сбоку от себя».
Столкновения с автомобилями.
Особые нюансы в ПДД прописаны для движения велосипедистов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Так, им рекомендовано иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечить условия для того, чтобы эти предметы видели другие водители транспортных средств.
По данным на 3 августа, в Череповце с начала года зарегистрировано 12 ДТП с участием велосипедистов, в результате которых 12 человек получили различные травмы. При этом по вине велосипедистов ДТП не зарегистрировано. За аналогичный период 2020 года зарегистрировано семь ДТП с участием велосипедистов (из них четыре — по вине велосипедистов), в результате которых пострадали семь человек.
Как поясняют инспекторы ГИБДД, в основном наезды происходят при выезде с дворовых территорий, где водители автомобилей не предоставляют велосипедистам преимущество в движении. За нарушение Правил дорожного движения велосипедистом предусмотрено административное наказание по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ — штраф в размере 800 рублей.
Комфорт необходим.
Известный череповецкий велосипедист с многолетним стажем Александр Алексеев уверен: необходимо развивать грамотную инфраструктуру, позволяющую любителям велоезды комфортно и безопасно перемещаться по городу. Обширная сеть дорожек по всему городу, организованная в соответствии с правилами логики и здравого смысла, избавила бы от многих проблем, способствовала бы развитию велосипедной культуры.
Кроме того, по мнению Александра, в Череповце имеются участки, преодоление которых велосипедистам дается крайне тяжело и проблематично. Особенно это актуально для весьма несовершенной системы подъемов-спусков наших мостов. Так, подъем на Ягорбский мост по его левой стороне, если ехать в Заречье, представлен исключительно в виде массивной лестницы. Чтобы забраться на мост (или спуститься с него), велосипедисту нужно спешиться, взять подмышки своего железного коня и, старясь не упасть, приступить к преодолению «препятствия». Установка пандуса или другого специализированного оборудования могла бы решить эту проблему и помочь не только велосипедистам, но и мамам с колясками.