5 вопросов о коронавирусе
Пациенты моногоспиталя потребляют 2 000 литров кислорода в минуту — это главный расходный «материал» в работе медицинского учреждения. Врачи самоотверженно борются за жизнь каждого больного. Так, недавно была выписана женщина, которая 62 дня провела в реанимации. Коронавирус остается самой актуальной темой, волнующей горожан. На прошлой неделе на вопросы череповчан ответил главный врач моногоспиталя при Череповецкой городской больнице Андрей Погодин. Трансляция велась на официальном сайте города.
1. Чем нынешнее лето отличается от прошлогоднего в работе моногоспиталя?
— В июле — августе прошлого года у нас было 100 — 120 пациентов, большинство из них — люди старшего возраста, в реанимации — 5 — 6 человек. На суточном дежурстве находился 1 врач-реаниматолог и 2 врача-терапевта. Было много случаев бессимптомного течения болезни, когда люди оказывались у нас по эпидемиологическим показаниям. Чаще всего инфекция протекала в легкой и средней форме тяжести. В этом году ситуация разительно отличается как по возрастному составу пациентов, так и по степени тяжести. Год работая реаниматологом в «красной зоне», постоянно проходя мимо приемного покоя, редко вижу, чтобы пациенты приходили к нам своими ногами. Большинство привозят бригады скорой помощи, на носилках, с кислородом. Резко увеличилось число тяжелых пациентов, в том числе молодого возраста. Наконец, отмечу и сложные погодные условия нынешнего лета, в которых нашим сотрудникам работается намного тяжелее.
2. В социальных сетях много информации о том, что моногоспиталь переполнен, пациентам не хватает кислорода. Как можете это прокомментировать?
— На данный момент (15 июля — прим. автора) на лечении в моногоспитале, рассчитанном на 500 коек, находится 411 человек. Реанимация на 42 места заполнена. Тяжелые пациенты на кислородной поддержке есть и в отделениях. А если говорить о нашей работе — приведу цифры статистики. С начала работы в качестве моногоспиталя мы выписали 6 700 выздоровевших пациентов. Недавно мы выписали женщину, которая провела в реанимации 62 (!) дня. Двое мужчин находились в реанимации 40 — 45 дней, но мы смогли поставить их на ноги. Хочу сказать, что наши доктора до последнего борются за жизнь каждого пациента. Кислород есть в достаточном количестве. На территории работает кислородный «завод», который выдает 550 литров кислорода в минуту. Плюс у нас есть рампа, дающая около 60 баллонов кислорода в сутки. Также используются кислородные концентраторы, их у нас более 100 штук. Каждая вторая палата оборудована такими концентраторами. Расход кислорода в моногоспитале — только вдумайтесь в эти цифры — 2 000 литров в минуту. Но, повторюсь, дефицита кислорода нет.

3. Чем лечат сейчас от коронавируса? Сколько в среднем длится лечение? Есть ли в моногоспитале несовершеннолетние пациенты?
— Когда мы начинали работать, то имели дело с уханьским штаммом коронавируса, характеризующимся высокой температурой, поражением легких, потерей обоняния и вкусовых ощущений. В этом случае применяются антибиотики, гормональная и кислородотерапия. Новый индийский дельта-штамм опасен микроангиопатиями (поражение кровеносных сосудов), когда по всему сосудистому руслу возникают тромбы, что нарушает работу внутренних органов и мышечных тканей. С вирусом мы боремся противовирусными препаратами, доказавшими свою эффективность. Всем пациентам моногоспиталя показана профилактика тромбозов — инъекции антикоагулянтов, веществ, разжижающих кровь. Что касается сроков лечения, то все индивидуально. Основания для выписки — улучшение самочувствия пациента и наличие двух отрицательных результатов ПЦР-теста. В среднем сроки госпитализации — от недели до двух месяцев. В этом году у нас на лечении находилось двое несовершеннолетних, в прошлом году — около 50. К сожалению, был один летальный исход. 15-летний паренек попал в реанимацию, и все наши попытки спасти его не увенчались успехом. В целом, коронавирусная инфекция у детей и подростков протекает легче. Случаи, когда такие пациенты оказываются в реанимации, единичны, и чаще всего здесь есть тяжелые сопутствующие болезни, в основном — сахарный диабет и генетические заболевания.
4. Для чего делать прививку, если она не дает гарантии, что привитый не заболеет коронавирусом?
— Нужно понимать, что вакцина — это не лекарственный препарат, а средство иммунопрофилактики. Никто не даст гарантии, что, сделав прививку, вы не заболеете. Но очень высока вероятность, что заболевание будет протекать в легкой или средней форме тяжести. Эффективность вакцины «Спутник V» составляет 93%. С появлением индийского штамма коронавируса, согласно свежим исследованиям, этот показатель снизился до 91%. Такая же тенденция наблюдается и у зарубежной вакцины. Связано это с новыми мутациями вируса, всего их обнаружено 8. Если объяснять доступно, в мутациях есть белки, которые позволяют вирусу беспрепятственно проникать в клетки организма, и белок, позволяющий вирусу «ускользать», защищаясь от антител. Индийский штамм более стремительный и агрессивный. Приведу реальный пример. Пациент поступает к нам вечером с высокой температурой. В 18 часов проводим ему компьютерную томографию (КТ), которая показывает 5% поражения легких. На следующий день самочувствие пациента резко ухудшается, снижаются показатели сатурации. В обед делаем КТ повторно — уровень поражения легких уже 30%. И таких случаев — масса. Как говорят врачи-терапевты: заходишь к пациенту с утра — человек нормально дышит, а к вечеру у него уже появляется одышка. Болезнь развивается молниеносно. Но вакцинация действительно снижает риск того, что коронавирусная инфекция будет протекать в тяжелой форме.

5. Поступают ли в моногоспиталь пациенты после вакцинации?
— Да, но таких немного. Мы недавно делали выборку: с марта по май к нам поступило 49 человек, которые были вакцинированы. Сейчас из 411 пациентов моногоспиталя около 10 — 15 вакцинированных. Нередко выясняется, что человек делал вторую прививку, уже будучи больным коронавирусом, приняв его за обычную простуду. Есть заболевшие, у которых прошло 1,5 — 2 месяца после второй прививки. Но заболевание у них протекает в легкой или средней форме тяжести. В реанимацию ни один человек, который сделал вакцинацию, не поступал за все время работы моногоспиталя. Нет привитых пациентов на кислороде, на аппаратах искусственной вентиляции легких.
Из личного опыта
На вакцинацию — всей семей
«Я переболел коронавирусом в новогодние праздники. Болезнь протекала тяжело, четыре дня у меня была температура 40,2 градуса, — говорит Андрей Погодин. — Неделю я лечился дома, благо лекарства были под рукой. Но почувствовал резкое ухудшение, вызвал скорую помощь и поехал в моногоспиталь. Там я провел еще неделю и две недели на больничном восстанавливался дома. Сдал анализ на титры антител — показатель удовлетворительный. Но я постоянно захожу и работаю в „красной зоне“. Поэтому 31 июля (это суббота) всей семьей идем на первую прививку. Возьму небольшой отпуск, чтобы меньше контактировать с другими. Это очень важно. Необходимо соблюдать все меры безопасности до формирования полноценного иммунного ответа организма — носить маски, мыть руки, избегать посещения людных мест».
Марина Алексеева,
golos@35media.ru
Похожие новости
23 декабря 2022
Тест на грипп и другие инфекции: зачем, когда и у кого?
Череповец ждет поступления новых тестов