Почему подорожали лук и морковь и что будет с ценами осенью?
Во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» главе государства был задан вопрос, почему бананы из Эквадора стоят дешевле, чем морковь из оседнего региона. В качестве примера автор вопроса показал ценники из магазина: бананы — 78 руб. за килограмм, морковь — 110 руб. Президент ответил так: «Сегодня мировые индексы цен на продукты питания находятся на самой высокой планке за последние десять лет. К сожалению, это общемировая тенденция, везде происходит рост цен на продовольствие. <…> У нас своей продукции не хватило, поэтому завозим ее, как правило, из-за границы, из Белоруссии или Турции везут».
«Когда такое было?» Путин напомнил, что в прошлом году выросли цены на сахар и подсолнечное масло. Чтобы сдержать рост, правительство заключило соглашение с производителями и торговыми сетями, начало субсидировать производителей и ввело повышенные экспортные пошлины. По словам президента, регулирование дает свой эффект, но не по всем видам товаров и работа в этом направлении будут продолжена.
Пока же ситуация такова: овощи дорожают. И Череповец не исключение. На прошлой неделе, когда готовил эту статью, я записал актуальные на тот момент цены.
В одной из торговых сетей:
* картофель — 40 — 50 рублей,
* морковь — 100 — 120 рублей,
* лук — 40 — 50 рублей,
* свекла — 75 — 120 рублей,
* огурцы — 60 — 140 рублей,
* помидоры — 50 — 150 рублей.
На городском рынке:
* картофель — 61 рубль,
* морковь — 85 рублей,
* лук — 30 рублей,
* свекла — 90 рублей,
* огурцы — 94 рубля,
* помидоры — 74 рубля.

Как рассказала мне одна из продавцов на рынке, практически все горожане недовольны тем, сколько стоят овощи:
— Многие из моих постоянных покупателей говорят, что их уровень доходов не позволяет покупать картофель или морковь в таком же количестве, как, например, полгода или год назад. Да я и сама это замечаю. Раньше очень часто брали сетки картофеля по пять или десять килограммов, сейчас это делают уже немногие. Некоторые рассказывают, что переходят на крупы, которые подешевле. Например, пшено. Или вообще покупают макароны. Конечно, людей жалко, но ничего не поделаешь: по какой цене сказали продавать, по такой и продаем.
Действительно, если раньше на рынке я зачастую видел очереди, пусть и небольшие, за картофелем или морковью, то сейчас такого нет. Покупатели идут мимо рядов, смотрят на ценники, выискивая, где дешевле. Некоторые, чтоб наверняка, делают даже по два круга. Один из горожан, покупавший килограмм моркови, сказал мне:
— Цены просто ужасные. Морковь перевалила за 100 рублей. Когда такое было? При этом надо учитывать, что и другие продукты подорожали. Например, зимой я брал печенку по 100 рублей за килограмм, а сейчас она 160. Конечно, осенью овощи подешевеют, но я сомневаюсь, что очень сильно.
«Ничего удивительного». По мнению главы Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Вологодской области (объединяющей 57 участников практически из всех районов Вологодской области) Александра Мызина, в подорожании овощей нет ничего удивительного:
— За последнее время стоимость электроэнергии, топлива и прочего резко выросла. Для примера скажу, что за последний год цена на удобрения взлетела на 56 процентов. Сельхозпроизводители в свою очередь вынуждены поднимать цены. Но даже это не спасает. Доходы падают год от года.
Эту точку зрения разделяет и глава одного из крупных сельхозхозяйств Устюженского района Василий Соловьев:
— Мы занимаемся выращиванием картофеля, и, например, металл для строительства хранилища за последний год подорожал в два раза. Растут в цене и средства защиты растений, и топливо. Естественно, мы вынуждены компенсировать затраты.

«Без поддержки закроемся». В России государство помогает сельхозпроизводителям. С одной стороны, это делается для того, чтобы они могли сохранять цены доступными для потребителя. С другой — это позволяет избавляться от импортной зависимости. По мнению Александра Мызина, помощь государства недостаточна:
— В нашей области суммы, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, уже три года остаются практически на прежнем уровне. Но инфляция идет, и по факту поддержка становится меньше. Необходимо увеличивать и дотирование, и субсидирование, так как иначе нам не выжить. Эту мысль мы уж давно доносим до исполнительной и законодательной власти. Например, мое хозяйство занимается молочно-мясным животноводством и льноводством. Если к осени ничего не изменится, не увеличится помощь, не будет поддержки, то мы, вероятно, вынуждены будем закрываться. Продадим все и пойдем на другую работу, а это печально. У меня много работников. Им надо кормить себя и семьи. Вообще, на селе нужна заработная плата как минимум 50 000 рублей, чтобы человек мог достойно существовать, а мы, например, платим 23 000. Больше не можем себе позволить. В то же время труд очень тяжелый — ни выходных, ни отпусков. Мы делаем очень качественный продукт, но этого не ценят.
На взгляд Василия Соловьева, не все так печально:
— Конечно, каждый сельхозпроизводитель, в зависимости от того, что выращивает, получает разную помощь и, соответственно, по-разному ее оценивает. Но, на мой взгляд, в отличие от прошлых лет сейчас поддержка государства ощутима. Идет субсидирование по технике, по складскому оборудованию, по семеноводству. Естественно, что помощи никогда не бывает много и хотелось бы больше. Но то, что есть сейчас, — это очень хорошо. Жаловаться грех.
«Выводы делайте сами». Совсем недавно картофель в магазинах стоил даже не 60, а 70 рублей за килограмм! По словам Василия Соловьева, сейчас этот овощ поступает к нам с юга и его цена однозначно завышена:
— От производителя такой стоимости быть не может, и вот почему. В начале июня в Краснодарском крае стали собирать картофель. Отпускная цена от производителя была 35 — 40 рублей за килограмм. Через две недели она упала в два раза. Но в сетях-то она меньше не стала. Выводы делайте сами.
Что касается стоимости картофеля после сбора урожая в Вологодской области, то прогнозировать ее трудно. Но однозначно, что она будет ниже той, что существует на сегодняшний день. Зимой этого года картофель продавался по цене 25 рублей за килограмм. Вероятнее всего, он будет стоить чуть дороже. Василий Соловьев планирует продавать корнеплод по 12, максимум 15 рублей за килограмм. Какую накрутку сделают продавцы, никому не известно. Снизятся цены и на другие овощи, но на сколько — прогнозировать никто не берется.
в продолжение темы
Жара усугубит?
Краткая передышка после аномально жаркого июня закончилась, и раскаленное пекло вернулось во многие регионы, в том числе и в Вологодскую область. Некоторые эксперты утверждают, что на горизонте замаячила перспектива повторения засухи и неурожая. Это может привести к дальнейшему росту цен на овощи, а также фрукты и другую сельскохозяйственную продукцию.
По словам Александра Мызина, жара уже негативно повлияла на зерновые, многолетние яровые и наблюдается недобор урожая. Соответственно, на его взгляд, будет их дефицит и рост цен. Василий Соловьев настроен более оптимистично: «Действительно, была жара. У нас на некоторых полях ситуация доходила до критической точки, но спасли локальные дожди. Сейчас опять жара. Трудно пока судить, как будет с погодой дальше, но надеемся на лучшее».
Клим Снегов,
golos@35media.ru
Популярное

Тело новорожденного нашли в мусоропроводе в Череповце

В исповедной ведомости одной из вологодских церквей обнаружили интересную находку

Балконные плиты впервые полностью меняют в доме в Вологде в рамках капремонта
