«Стакан» с историей

«Стааном» (за внешнее сходство) прозали будку ДПС, которая появилась на самом оживленном перекрестке города ровно 40 лет назад. Именно здесь прятались от непогоды и оформляли протоколы на нарушителей сотрудники дорожной инспекции; внутри было устройство для ручного переключения сигналов светофор. На этом посту иногда нес службу и человек, чье имя навсегда вписано в историю череповецкой Госавтоинспекции, — Рюрик Кузьмич Катяшичев. Какое-то время с ним работал Виктор Смирнов, который поделился с «Голосом Череповца» воспоминаниями о том, какой была обстановка на дорогах города в 80-е годы, каким непререкаемым авторитетом пользовались у шоферов инспекторы ДПС.

Арт-объект в дальнейшем планируют дополнять
Арт-объект в дальнейшем планируют дополнять

Вспомнить и напомнить.

«В начале этого года мы собрались с ветеранами и действующими сотрудниками, обговорили идею создания памятника, который напоминал бы о прошлых достижениях, — рассказывает начальник ОГИБДД УМВД по Череповцу Николай Баев. — И мы очень благодарны, что городские власти поддержали нашу инициативу и помогли воплотить ее в жизнь».


Памятник получился по-настоящему народным. Пост воссоздали по старым чертежам и снимкам. Ветераны службы приобрели старую «копейку», город помог ее покрасить в цвета патрульной машины советской Госавтоинспекции.


— Сразу отмечу, что новый арт-объект поставлен под видеонаблюдение, то есть он уже охраняется, — акцентировал внимание на церемонии открытия арт-объекта мэр Череповца Вадим Германов. — Мы планируем поставить рядом патрульный мотоцикл советской эпохи, оборудовать пост подсветкой и включить сигнальные маяки на машине.


Кстати, «стакан» на Красноармейской площади неоднократно менял локацию.


— В 1981 году пост стоял в середине площади, ближе к противоположной стороне. В 1983 году его перенесли на другую сторону, ближе к бывшему ресторану «Звездный». С 1986 года по 2007 год пост находился на том самом месте, где сейчас установлен арт-объект, — говорит Николай Баев. — В то время в городе было двухполосное движение, количество транспорта увеличивалось. Появилась необходимость в ручной регулировке самого большого и оживленного перекрестка Череповца.


— Меняется город, интенсивность движения, транспортные средства. Современные дороги совершенно иного качества; появилось много технических средств, которые помогают контролировать порядок на дорогах. Но все равно в центре остается человек, сотрудник ГИБДД, — отметил депутат Государственной думы Алексей Канаев. — Установкой этого арт-объекта мы говорим спасибо всем действующим сотрудникам и, конечно, ветеранам. Благодаря их службе обеспечивается порядок и безопасность на дорогах.


— На мой взгляд, этот арт-объект будет преследовать несколько целей. Установленный в центральной части города, где много гостей и интенсивный поток транспорта, он будет лишний раз напоминать людям о присутствии в Череповце полиции, службы ГИБДД, — говорит начальник УМВД по Череповцу Артем Суманеев. — Проезжая и проходя мимо памятника, люди будут с теплотой вспоминать старые добрые времена. А еще этот арт-объект будет напоминанием о необходимости соблюдать Правила дорожного движения, уважать водителей и пешеходов.

В честь 85-летия ГАИ на Соборной горке прошло торжественное построение личного состава.
В честь 85-летия ГАИ на Соборной горке прошло торжественное построение личного состава.

«Тысяча и одна яма».

В преддверии праздника журналист «Голоса…» пообщался с ветераном подразделения Виктором Смирновым, экс-начальником ГИБДД Череповца.

— На службу в ГАИ я пришел в 1986 году, — вспоминает Виктор Иванович. — Не могу сказать, что мечтал об этой профессии с детства, так сложились обстоятельства. После армии по комсомольской путевке я оказался в Ленинграде, работал на заводе «Арсенал», а потом, уже по партийной путевке, попал в органы внутренних дел. Перевелся из Ленинграда в Череповец и начал службу инспектором ДПС. Машин в то время в городе было очень мало. Инспекторы ГАИ знали в лицо всех таксистов и водителей. А уж про тех, у кого был личный автотранспорт, знали все в подробностях: как зовут, на чем ездит, где живет. Приведу для сравнения цифры. В 80-е годы, если я правильно помню, в Череповце было менее 20 тысяч единиц транспорта (и частного, и государственного). А в 2008 году, когда я ушел из ГИБДД, — около 100 тысяч. Тогда, 40 лет назад, чаще всего по улицам города ездили «жигули» — сначала «копейка», потом 11-я модель появилась, 13-я, «двойка». «Москвичи» еще были и такси — «Волга» 24-я. Конечно, светофоры, разметку, качество дорог тогда и сейчас даже сравнивать нельзя. Помню, улицу Ленина водители называли «Тысяча и одна яма» или «Тысяча и один люк». На ней действительно было огромное количество люков — водостоки, канализация. Что еще запомнилось? Пешеходы были более дисциплинированные. С детского сада нас учили: прежде чем ступить на проезжую часть, посмотри налево, посмотри направо, а потом переходи. А сейчас многие пешеходы не по сторонам смотрят, а в экран мобильного телефона.



Инспектор Рюрик Катяшичев был  большим другом детворы, которой он показывал кинофильмы
Инспектор Рюрик Катяшичев был  большим другом детворы, которой он показывал кинофильмы

«Фара» для торопыг.

Инспектор ДПС Виктор Смирнов стажировался у Рюрика Катяшичева, потом они еще какое-то время работали вместе.

— Уважали его, конечно, все — и коллеги, и водители, — вспоминает ветеран. — Старшина Катяшичев пользовался непререкаемым авторитетом. А еще его очень любили дети. Помню, как на своем автобусе он ездил по городу и показывал ребятне кинофильмы про Правила дорожного движения. С Рюриком Кузьмичом мы частенько работали вместе на седьмом посту — на пересечении улиц Гоголя, Первомайской и проспекта Победы.

По словам Виктора Смирнова, несколько десятилетий назад череповчане не знали, что такое пробки. Если на перекрестке собиралось 4 — 5 машин, уже считалось, что много. Инспекторы ДПС вручную регулировали движение на многих перекрестках.

— Ну и конечно, мы обеспечивали порядок на дорогах. Нарушения со стороны водителей и пешеходов были такие же, как и сейчас. Но сама работа инспектора была кардинально иной. Раньше инспекторы частенько работали по одному, без служебного транспорта, оружия, зачастую и радиостанция барахлила. Но водители относились к работникам милиции очень уважительно. В редких случаях пытались оспорить или оказать какое-то сопротивление. Даже нетрезвые водители безропотно подчинялись требованиям сотрудника ГАИ. Это сейчас все нарушения техника фиксирует, а в то время камер ведь не было. Знаете, как превышение скорости фиксировали? Был такой прибор, его фарой называли. Он как спидометр работал. Его вешали на стекло дверцы служебного автомобиля и замеряли скорость проезжавших мимо машин. Скорость на приборе не фиксировалась, но водитель знал: если превысил — спорить бессмысленно. И дискуссий не разводил. Честнее, что ли, люди были…

Марина Алексеева,

golos@35media.ru