«Стакан» с историей
«Стааном» (за внешнее сходство) прозали будку ДПС, которая появилась на самом оживленном перекрестке города ровно 40 лет назад. Именно здесь прятались от непогоды и оформляли протоколы на нарушителей сотрудники дорожной инспекции; внутри было устройство для ручного переключения сигналов светофор. На этом посту иногда нес службу и человек, чье имя навсегда вписано в историю череповецкой Госавтоинспекции, — Рюрик Кузьмич Катяшичев. Какое-то время с ним работал Виктор Смирнов, который поделился с «Голосом Череповца» воспоминаниями о том, какой была обстановка на дорогах города в 80-е годы, каким непререкаемым авторитетом пользовались у шоферов инспекторы ДПС.

Вспомнить и напомнить.
«В начале этого года мы собрались с ветеранами и действующими сотрудниками, обговорили идею создания памятника, который напоминал бы о прошлых достижениях, — рассказывает начальник ОГИБДД УМВД по Череповцу Николай Баев. — И мы очень благодарны, что городские власти поддержали нашу инициативу и помогли воплотить ее в жизнь».
Памятник получился по-настоящему народным. Пост воссоздали по старым чертежам и снимкам. Ветераны службы приобрели старую «копейку», город помог ее покрасить в цвета патрульной машины советской Госавтоинспекции.
— Сразу отмечу, что новый арт-объект поставлен под видеонаблюдение, то есть он уже охраняется, — акцентировал внимание на церемонии открытия арт-объекта мэр Череповца Вадим Германов. — Мы планируем поставить рядом патрульный мотоцикл советской эпохи, оборудовать пост подсветкой и включить сигнальные маяки на машине.
Кстати, «стакан» на Красноармейской площади неоднократно менял локацию.
— В 1981 году пост стоял в середине площади, ближе к противоположной стороне. В 1983 году его перенесли на другую сторону, ближе к бывшему ресторану «Звездный». С 1986 года по 2007 год пост находился на том самом месте, где сейчас установлен арт-объект, — говорит Николай Баев. — В то время в городе было двухполосное движение, количество транспорта увеличивалось. Появилась необходимость в ручной регулировке самого большого и оживленного перекрестка Череповца.
— Меняется город, интенсивность движения, транспортные средства. Современные дороги совершенно иного качества; появилось много технических средств, которые помогают контролировать порядок на дорогах. Но все равно в центре остается человек, сотрудник ГИБДД, — отметил депутат Государственной думы Алексей Канаев. — Установкой этого арт-объекта мы говорим спасибо всем действующим сотрудникам и, конечно, ветеранам. Благодаря их службе обеспечивается порядок и безопасность на дорогах.
— На мой взгляд, этот арт-объект будет преследовать несколько целей. Установленный в центральной части города, где много гостей и интенсивный поток транспорта, он будет лишний раз напоминать людям о присутствии в Череповце полиции, службы ГИБДД, — говорит начальник УМВД по Череповцу Артем Суманеев. — Проезжая и проходя мимо памятника, люди будут с теплотой вспоминать старые добрые времена. А еще этот арт-объект будет напоминанием о необходимости соблюдать Правила дорожного движения, уважать водителей и пешеходов.

«Тысяча и одна яма».
В преддверии праздника журналист «Голоса…» пообщался с ветераном подразделения Виктором Смирновым, экс-начальником ГИБДД Череповца.
— На службу в ГАИ я пришел в 1986 году, — вспоминает Виктор Иванович. — Не могу сказать, что мечтал об этой профессии с детства, так сложились обстоятельства. После армии по комсомольской путевке я оказался в Ленинграде, работал на заводе «Арсенал», а потом, уже по партийной путевке, попал в органы внутренних дел. Перевелся из Ленинграда в Череповец и начал службу инспектором ДПС. Машин в то время в городе было очень мало. Инспекторы ГАИ знали в лицо всех таксистов и водителей. А уж про тех, у кого был личный автотранспорт, знали все в подробностях: как зовут, на чем ездит, где живет. Приведу для сравнения цифры. В 80-е годы, если я правильно помню, в Череповце было менее 20 тысяч единиц транспорта (и частного, и государственного). А в 2008 году, когда я ушел из ГИБДД, — около 100 тысяч. Тогда, 40 лет назад, чаще всего по улицам города ездили «жигули» — сначала «копейка», потом 11-я модель появилась, 13-я, «двойка». «Москвичи» еще были и такси — «Волга» 24-я. Конечно, светофоры, разметку, качество дорог тогда и сейчас даже сравнивать нельзя. Помню, улицу Ленина водители называли «Тысяча и одна яма» или «Тысяча и один люк». На ней действительно было огромное количество люков — водостоки, канализация. Что еще запомнилось? Пешеходы были более дисциплинированные. С детского сада нас учили: прежде чем ступить на проезжую часть, посмотри налево, посмотри направо, а потом переходи. А сейчас многие пешеходы не по сторонам смотрят, а в экран мобильного телефона.

«Фара» для торопыг.
Инспектор ДПС Виктор Смирнов стажировался у Рюрика Катяшичева, потом они еще какое-то время работали вместе.
— Уважали его, конечно, все — и коллеги, и водители, — вспоминает ветеран. — Старшина Катяшичев пользовался непререкаемым авторитетом. А еще его очень любили дети. Помню, как на своем автобусе он ездил по городу и показывал ребятне кинофильмы про Правила дорожного движения. С Рюриком Кузьмичом мы частенько работали вместе на седьмом посту — на пересечении улиц Гоголя, Первомайской и проспекта Победы.
По словам Виктора Смирнова, несколько десятилетий назад череповчане не знали, что такое пробки. Если на перекрестке собиралось 4 — 5 машин, уже считалось, что много. Инспекторы ДПС вручную регулировали движение на многих перекрестках.
— Ну и конечно, мы обеспечивали порядок на дорогах. Нарушения со стороны водителей и пешеходов были такие же, как и сейчас. Но сама работа инспектора была кардинально иной. Раньше инспекторы частенько работали по одному, без служебного транспорта, оружия, зачастую и радиостанция барахлила. Но водители относились к работникам милиции очень уважительно. В редких случаях пытались оспорить или оказать какое-то сопротивление. Даже нетрезвые водители безропотно подчинялись требованиям сотрудника ГАИ. Это сейчас все нарушения техника фиксирует, а в то время камер ведь не было. Знаете, как превышение скорости фиксировали? Был такой прибор, его фарой называли. Он как спидометр работал. Его вешали на стекло дверцы служебного автомобиля и замеряли скорость проезжавших мимо машин. Скорость на приборе не фиксировалась, но водитель знал: если превысил — спорить бессмысленно. И дискуссий не разводил. Честнее, что ли, люди были…
Марина Алексеева,
golos@35media.ru
Похожие новости
