Авторская кукла как отдельный вид искусства
Вампир Арман, летчик Сашка, клоун Римус, баба Даша на велосипеде, гости из других Вселенных, прибывшие на Землю поведать о магии чувств и времени… Все эти персонажи — творение рук череповецкой художницы Дарьи Градусовой, которая на протяжении долгих лет занимается созданием авторских кукол.

Первый нос комом.
Свою первую куклу Дарья создала 16 лет назад. Случилось это спонтанно. Как-то раз юная художница зашла в художественный магазин, чтобы приобрести пару тюбиков краски. Сделав покупку, девушка вдруг среди множества лежащих на витрине товаров для творчества приметила необычный и ранее ей не встречавшийся брусок телесного цвета, на котором было написано «Пластика». Продавщица объяснила, что это специальный материал для лепки и моделирования, подойдет для создания, например, кукол. Материал требует термической обработки, то есть запекания, которое можно осуществить с помощью обычной домашней духовки. Когда Дарья выходила из магазина, в руках она держала не только тюбики с краской, но и брусок пластика.

Придя домой, девушка сразу приступила к делу. Интернета не было, обучающих пособий, как сделать куклу своими руками, тоже. Но было огромное желание и академический курс художественной школы. Пусть у первой куклы и подгорел нос, пусть в качестве детали, объединяющей голову с туловищем, находчивая мастерица использовала обычную стопку, обшитую тканью, процесс был запущен, и его было не остановить.
— Недавно родители обнаружили в гараже мои первые куклы, — улыбаясь, рассказывает Дарья. — Куклы-мальчики, смешные, кривые, без соблюдения правил пропорции тела. Но мне они очень дороги: есть в них какая-то притягательность, характерность.
Духовки не найдется?
Став старше, Дарья поступила в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на специальность «инженер художественной обработки материалов». Переезд в связи с учебой в большой город дал и большие возможности. Там девушка впервые побывала в магазине, который был посвящен исключительно миру куклы. Специализированные прилавки пестрили необходимыми мастеру качественными материалами, произведенными в США и Японии, инструментами.

В городе на Неве девушка продолжала мастерить куклы одну за другой — ошибалась, экспериментировала, искала. Так как отдельной мастерской у Дарьи не было, ей постоянно приходилось искать «вакантную» духовку для обжига у знакомых петербуржцев и одногруппников, снимавших квартиры. Все делалось в спешке, поэтому многие куклы, не «дозрев» до нужного состояния в духовом шкафу, часто ломались. Тем не менее от своего любимого дела Дарья отступать не собиралась. Она и диплом защитила на кукольную тему, в качестве практического приложения создав четыре куклы-девочки в концепции «Времена года».
Подарок для Насти.
Как признается Дарья, расставаться с созданными своими руками куклами она не любит. За рамками конкретных заказов старается делать это крайне редко. Но бывают и исключения.
Несколько лет назад в компании друзей-рукодельников Дарья на протяжении некоторого времени посещала социальный приют для детей в Череповецком районе. Они показывали ребятам различные мастер-классы, знакомили с миром ремесел. Каждый раз, отправляясь в гости, Дарья брала с собой несколько своих кукол. Одна из них очень понравилась маленькой девочке Насте.
— Настя не хотела расставаться с этой куклой ни на секунду, — рассказывает Дарья. — Каждый раз она буквально вцеплялась в нее, бегала с ней, расчесывала ей длинные косы, приговаривая: «Куколка, моя куколка».
Однажды ребята из приюта приехали к мастерам в Череповец с ответным визитом. Конечно, среди них была и Настя, которая, едва завидев свою длиннокосую любимицу, тут же кинулась к ней.
— Прекрасно понимая, что это не игральная кукла, что она не предназначена для этих целей, я все-таки решила: подарю ее девочке, раз она так сильно и искренне ей понравилась, — продолжает Дарья. — К тому же я узнала, что Настя вот-вот отправится в новую семью. С пожеланием, чтобы эта куколка принесла ей удачу и стала своеобразным счастливым талисманом в новой любящей семье, я вручила куклу девочке. Сказать, что она была очень рада, — не сказать ничего! Да и мне приятно, что созданная мною кукла стала частью чьей-то истории.
Как у людей.
Зачастую Дарья работает без создания предварительных эскизов. Лишь изредка делает набросок человечка, позволяющий не прогадать с определением пропорций будущей куклы. Как правило, мастер начинает с головы — лепит глаза, щеки, создает мимику. Отталкиваясь от выражения лица, проще продумать для куклы характер, вселенную, в которой она могла бы существовать.

Отразить характер персонажа помогает и его гардероб. Для каждой куклы одежда шьется индивидуально. И это целая наука. Верхнюю одежду Дарья шьет сама, вручную или на швейной машинке. В качестве пошивочного материала часто использует антикварные итальянские ткани.
А вот создание обуви девушка старается доверять исключительно профильным ремесленникам-специалистам. Мастерица уже вышла на тот уровень, когда если есть возможность избежать условностей в деталях, то лучше их избежать. Кукольные башмачки выглядят точно как настоящие — шовчики у подошвы, язычок, шнурки, люверсы. Надевай и иди, если, конечно, кому эта крохотная обувка подойдет!
Нет, не страшно.

До того как у Дарьи появилась собственная мастерская, она часто работала по ночам. Не очень рациональная, но плодотворная студенческая привычка: днем — пары, семейные дела и забота о маленьких детях (у Дарьи три мальчика). А ночью — тишина, никто не мешает. Можно спокойно мастерить куклы часов до трех ночи, склонившись над столом при свете не очень яркой лампы, в окружении остальных персонажей, что внимательно наблюдают за мастером с полок…
— Я не осуждаю людей, которые испытывают страх перед куклами, — рассказывает Дарья. — Но лично у меня этот страх отсутствует напрочь. Мне кажется, я пересмотрела все фильмы ужасов с куклами-антагонистами — и ничего! Некоторые люди с непривычки могут испугаться, когда заходят в кукольную мастерскую и видят отдельно лежащие детали: ноги, руки, глаза, грудь. Я понимаю это и стараюсь лишний раз не шокировать неподготовленных гостей. Но как я могу бояться созданных мною кукол? Ведь в каждую из них я вложила частичку своей души, в каждой из них есть часть меня. А разве возможно бояться себя?!
Иван Крылов,golos@25media.ru