Авторская кукла как отдельный вид искусства


Вампир Арман, летчик Сашка, клоун Римус, баба Даша на велосипеде, гости из других Вселенных, прибывшие на Землю поведать о магии чувств и времени… Все эти персонажи — творение рук череповецкой художницы Дарьи Градусовой, которая на протяжении долгих лет занимается созданием авторских кукол.

Дарья Градусова
Дарья Градусова

Первый нос комом.

Свою первую куклу Дарья создала 16 лет назад. Случилось это спонтанно. Как-то раз юная художница зашла в художественный магазин, чтобы приобрести пару тюбиков краски. Сделав покупку, девушка вдруг среди множества лежащих на витрине товаров для творчества приметила необычный и ранее ей не встречавшийся брусок телесного цвета, на котором было написано «Пластика». Продавщица объяснила, что это специальный материал для лепки и моделирования, подойдет для создания, например, кукол. Материал требует термической обработки, то есть запекания, которое можно осуществить с помощью обычной домашней духовки. Когда Дарья выходила из магазина, в руках она держала не только тюбики с краской, но и брусок пластика.

Так Дарья видит себя лет через сорок - элегантной старушкой на велосипеде, выгуливающей озорного пса
Так Дарья видит себя лет через сорок — элегантной старушкой на велосипеде, выгуливающей озорного пса

Придя домой, девушка сразу приступила к делу. Интернета не было, обучающих пособий, как сделать куклу своими руками, тоже. Но было огромное желание и академический курс художественной школы. Пусть у первой куклы и подгорел нос, пусть в качестве детали, объединяющей голову с туловищем, находчивая мастерица использовала обычную стопку, обшитую тканью, процесс был запущен, и его было не остановить.

— Недавно родители обнаружили в гараже мои первые куклы, — улыбаясь, рассказывает Дарья. — Куклы-мальчики, смешные, кривые, без соблюдения правил пропорции тела. Но мне они очень дороги: есть в них какая-то притягательность, характерность.


Духовки не найдется?

Став старше, Дарья поступила в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на специальность «инженер художественной обработки материалов». Переезд в связи с учебой в большой город дал и большие возможности. Там девушка впервые побывала в магазине, который был посвящен исключительно миру куклы. Специализированные прилавки пестрили необходимыми мастеру качественными материалами, произведенными в США и Японии, инструментами.

В среднем на создание одной куклы у Дарьи уходит месяц. Однако на Армана ушло всего два дня
В среднем на создание одной куклы у Дарьи уходит месяц. Однако на Армана ушло всего два дня

В городе на Неве девушка продолжала мастерить куклы одну за другой — ошибалась, экспериментировала, искала. Так как отдельной мастерской у Дарьи не было, ей постоянно приходилось искать «вакантную» духовку для обжига у знакомых петербуржцев и одногруппников, снимавших квартиры. Все делалось в спешке, поэтому многие куклы, не «дозрев» до нужного состояния в духовом шкафу, часто ломались. Тем не менее от своего любимого дела Дарья отступать не собиралась. Она и диплом защитила на кукольную тему, в качестве практического приложения создав четыре куклы-девочки в концепции «Времена года».

Подарок для Насти.

Как признается Дарья, расставаться с созданными своими руками куклами она не любит. За рамками конкретных заказов старается делать это крайне редко. Но бывают и исключения.

Несколько лет назад в компании друзей-рукодельников Дарья на протяжении некоторого времени посещала социальный приют для детей в Череповецком районе. Они показывали ребятам различные мастер-классы, знакомили с миром ремесел. Каждый раз, отправляясь в гости, Дарья брала с собой несколько своих кукол. Одна из них очень понравилась маленькой девочке Насте.

— Настя не хотела расставаться с этой куклой ни на секунду, — рассказывает Дарья. — Каждый раз она буквально вцеплялась в нее, бегала с ней, расчесывала ей длинные косы, приговаривая: «Куколка, моя куколка».


Однажды ребята из приюта приехали к мастерам в Череповец с ответным визитом. Конечно, среди них была и Настя, которая, едва завидев свою длиннокосую любимицу, тут же кинулась к ней.

— Прекрасно понимая, что это не игральная кукла, что она не предназначена для этих целей, я все-таки решила: подарю ее девочке, раз она так сильно и искренне ей понравилась, — продолжает Дарья. — К тому же я узнала, что Настя вот-вот отправится в новую семью. С пожеланием, чтобы эта куколка принесла ей удачу и стала своеобразным счастливым талисманом в новой любящей семье, я вручила куклу девочке. Сказать, что она была очень рада, — не сказать ничего! Да и мне приятно, что созданная мною кукла стала частью чьей-то истории.

Как у людей.

Зачастую Дарья работает без создания предварительных эскизов. Лишь изредка делает набросок человечка, позволяющий не прогадать с определением пропорций будущей куклы. Как правило, мастер начинает с головы — лепит глаза, щеки, создает мимику. Отталкиваясь от выражения лица, проще продумать для куклы характер, вселенную, в которой она могла бы существовать.

Кукольные башмачки не просто башмачки, они почти как человеческие: потертые, видавшие виды, любимые
Кукольные башмачки не просто башмачки, они почти как человеческие: потертые, видавшие виды, любимые

Отразить характер персонажа помогает и его гардероб. Для каждой куклы одежда шьется индивидуально. И это целая наука. Верхнюю одежду Дарья шьет сама, вручную или на швейной машинке. В качестве пошивочного материала часто использует антикварные итальянские ткани.

А вот создание обуви девушка старается доверять исключительно профильным ремесленникам-специалистам. Мастерица уже вышла на тот уровень, когда если есть возможность избежать условностей в деталях, то лучше их избежать. Кукольные башмачки выглядят точно как настоящие — шовчики у подошвы, язычок, шнурки, люверсы. Надевай и иди, если, конечно, кому эта крохотная обувка подойдет!

Нет, не страшно.

Это летчик Сашка. Его форма сделана из настоящей формы советского летчика середины прошлого века.
Это летчик Сашка. Его форма сделана из настоящей формы советского летчика середины прошлого века.

До того как у Дарьи появилась собственная мастерская, она часто работала по ночам. Не очень рациональная, но плодотворная студенческая привычка: днем — пары, семейные дела и забота о маленьких детях (у Дарьи три мальчика). А ночью — тишина, никто не мешает. Можно спокойно мастерить куклы часов до трех ночи, склонившись над столом при свете не очень яркой лампы, в окружении остальных персонажей, что внимательно наблюдают за мастером с полок…

— Я не осуждаю людей, которые испытывают страх перед куклами, — рассказывает Дарья. — Но лично у меня этот страх отсутствует напрочь. Мне кажется, я пересмотрела все фильмы ужасов с куклами-антагонистами — и ничего! Некоторые люди с непривычки могут испугаться, когда заходят в кукольную мастерскую и видят отдельно лежащие детали: ноги, руки, глаза, грудь. Я понимаю это и стараюсь лишний раз не шокировать неподготовленных гостей. Но как я могу бояться созданных мною кукол? Ведь в каждую из них я вложила частичку своей души, в каждой из них есть часть меня. А разве возможно бояться себя?!

Иван Крылов,
golos@25media.ru