65-летний житель Череповца на пенсии освоил электросамокат

С января по май 2021 года в России зарегистрировано 112 ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров и других СИМ (средств индивидуальной мобильности). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил почти 200%. Наибольшее число аварий случилось в Москве (24), Санкт-Петербурге (22) и Краснодарском крае (12). Погибли 2 человека и ранены 119. Что касается нашего региона, то, по информации пресс-службы областного управления ГИБДД, подобных инцидентов ни в этом, ни в прошлом году не регистрировалось. Как мне пояснили, это, возможно, связано с тем, что такие устройства у нас пока недостаточно распространены. Впрочем, мои наблюдения говорят об обратном. Меня, например, за последний месяц уже два раза чуть не сбили электросамокаты. Не раз я наблюдал, как пешеходы буквально в последний момент увертываются от них.



Что делать? Нередко владельцы электросамокатов (как и велосипедов) носятся где хотят, с немыслимой скоростью, никаких предупреждающих сигналов не подают. Скорость некоторых самокатов может достигать 70 км/ч. Даже страшно представить, что будет, если такое устройство врежется в человека. В Санкт-Петербурге вообще произошел вопиющий случай. Двое молодых людей сбили пешехода, а затем избили его.


Поэтому наводить порядок в сфере так называемых средств индивидуальной мобильности надо. В настоящее время пользователи электросамокатов, моноколес, гироскутеров приравнены (в зависимости от мощности устройства) к пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов (если двигатель мощнее 250 ватт). В последнем случае они обязаны иметь права категории «М» и несут такую же ответственность за нарушения, как водители других транспортных средств. Им уже стали назначать штрафы, арест или обязательные работы за езду в пьяном виде, отказ от прохождения медосвидетельствования или вождение без прав. Однако ввиду возросшей аварийности ясно, что регулирование СИМ должно быть более четким.


Сейчас Минтранс разрабатывает изменения в Правила дорожного движения. В частности, ведомство предложило ограничить скорость СИМ 25 километрами в час (в том числе на проезжей части). В Общественной палате РФ считают, что следует приравнять СИМ к мопедам и разрешить ездить на них по обочине или по краю проезжей части. Президентский Совет по правам человека предложил ввести для электросамокатов номерные знаки. Какие из этих инициатив будут приняты и когда — неизвестно.


Растущая популярность. Наводить порядок следует и потому, что средства индивидуальной мобильности становятся все более популярными. По данным «Яндекс. Маркет», весной 2021 года продажи электросамокатов и других СИМ выросли на 38% по сравнению с весной прошлого года. Не исключение и Череповец. Если два года назад купить электросамокат у нас было возможно только через интернет, заказав доставку из другого города, то сейчас в нескольких магазинах имеется приличный выбор.


Популярность электросамокатов вполне объяснима: они компактны, их можно носить с собой, ими легко управлять, они просты в обращении, для передвижения не нужно прикладывать физическую силу. При этом современные бюджетные модели могут развивать скорость до 30 км/ч (более дорогие модели — до 70 км/ч).


По мнению многих, массовое распространение электросамокатов может частично решить транспортные проблемы крупных городов. Электросамокаты занимают меньше места, от них нет вредных выбросов в атмосферу, да и скорость передвижения на них подчас выше, чем на автомобиле и общественном транспорте. Однако эта точка зрения во многом миф. Дело в том, что владельцы машин практически не пересаживаются на СИМ. К тому же все более растущему числу электросамокатов нет места в российских городах. Транспортная инфраструктура исторически сложилась так, что есть зоны для автомобилей и зоны для пешеходов, и ни в одну из этих зон электросамокат не вписывается.


Впрочем, несмотря на идущие дискуссии вокруг СИМ, многие люди ими пользуются и вполне довольны. Причем электросамокаты, как это ни странно, популярны не только у молодежи, но и людей более зрелого возраста.



«И по городу, и на дачу». 65-летний череповецкий пенсионер Сергей Торопов, отработавший 35 лет в одном из цехов «Северстали», купил электросамокат в минувшем мае. По его мнению, бороться с самокатами и другими СИМ посредством введения прав на вождение, номерных знаков, ОСАГО, ограничений на места передвижения и так далее нет смысла. Череповчанин считает, что большинство людей ездят аккуратно, а ограничения только усложнят жизнь тем, кто уже не мыслит жизнь без самоката.


— За жизнь у меня было восемь разных машин, но я решил с ними больше не связываться, — рассказывает Сергей. — Очень дорого обходится содержание и обслуживание, да и за страховку платить надо. Бензин стоит 45 рублей, что мне не по карману. К тому же в сельской местности, куда я переезжаю на лето, очень мало заправок. Были у меня и велосипеды, на которых я ездил даже зимой. Но с ними тоже много мороки: занимают много места, постоянно надо смазывать, цепь подтягивать и так далее. Два года назад я приобрел обычный самокат за 4 500 рублей. Поездил —понравилось. Но так как при езде надо прикладывать много усилий, решил купить электровариант за 19 000 рублей в рассрочку. Возни с ним никакой. Разве что требуется минимальная смазка. Приобретению очень рад. Для города это идеальное средство передвижения.

Для Сергея Торопова (на фото справа) электросамокат стал настоящей палочкой-выручалочкой.
Для Сергея Торопова (на фото справа) электросамокат стал настоящей палочкой-выручалочкой.

Как рассказал Сергей, его электросамокат развивает скорость 19 км/ч. На одной подзарядке можно проехать 25 км. Так как устройство весит всего 12 кг и складывается, поднимать его на пятый этаж не составляет труда.


— Самокат позволяет экономить как минимум 50 рублей в день (расходы на проезд в общественном транспорте), что для пенсионера немаловажно, — говорит череповчанин. — Во-вторых, он очень выручает в сельской местности. Я приезжаю на нем на вокзал, складываю, сажусь в маршрутку до одного из поселков, закупаю там продукты, раскладываю самокат и мчусь в свою деревню. Расстояние в три километра он преодолевает за 12 минут.



«Ездить следует аккуратно». Другой наш собеседник, 43-летний уличный музыкант Василий, тоже выбрал электросамокат для передвижения по городу. Как он рассказал, покупка состоялась два года назад:


— На тот момент у меня ухудшилось здоровье. Мне пришлось отказаться от велосипеда, и я стал искать альтернативный вариант. Мопеды отпали, так как надо сдавать на права. Остановил свой выбор на электросамокате. У меня более тяжелый экземпляр, чем у Сергея. Весит 25 килограммов. Скорость приличная. На одной подзарядке можно проехать примерно 37 километров. Чтобы было понятнее: я могу несколько раз побывать во всех районах города, а заряд еще останется.


По словам Василия, специальные дорожки есть только в Зашекснинском районе, поэтому ему приходится ездить по тротуарам. На дороги он не выезжает, так как при таком автомобильном движении «это сродни самоубийству». Череповчанин считает, что негативное мнение о самокатчиках вызвано подростками, которые ездят не соблюдая скоростной режим, не обращая внимания на пешеходов:


— Следует уважать других участников движения, ездить нужно аккуратно.

Клим Снегов,

golos@35media.ru