Газета «Голос Череповца»

«Мама, хочу быть артистом»

Приближаются выпускные экзамены, а значит, и важнейший выбор в жизни каждого выпускника – кем стать, какое профессиональное образование получить. Как в это время вести себя заботливым мамам и папам? Стоит ли им влиять на выбор своего взрослого ребенка? На эти вопросы отвечает клинический психолог проекта благотворительного фонда «Дорога к дому» «Выбери жизнь» Екатерина Давыдова.

— Екатерина Владимировна, назовите самые распространенные вопросы, которые задают родители учеников выпускных классов?
— Родители девяти- и одиннадцатиклассников переживают по поводу того, что их ребенок не определился с выбором профессии, не знает, куда пойдет учиться после школы. Нет мотивации к учебе, ребенок не так хорошо учится и готовится к экзаменам, как хотелось бы мамам и папам.

— Стоит ли членам семьи как-то влиять на ситуацию, делать выбор за своего ребенка?
— С самого детства родителям стоит обращать внимание на способности своего сына или дочки, наблюдать за детьми. Важно чувствовать ребенка, прислушиваться к нему и развивать его способности и таланты с малых лет, чтобы к подростковому возрасту он сам мог понять, какое дело ему по душе.

— Многие, задумываясь о будущем своих детей, определяют малышей во всевозможные секции, кружки. Правильно ли это?
— Бывает так, что родители после детского сада ведут своего ребенка на один, второй, третий, кружок. Малыш практически не отдыхает. От перегрузок у него могут возникнуть невротические проявления — он плохо спит, ест, капризничает. И очень часто родители не прислушиваются к ребенку, настаивают на своем решении, потому что считают, что так будет лучше. Часто взрослые выбирают дополнительные занятия не потому, что это интересно дочке, а потому, что это модно или престижно. К примеру, если ребенок недостаточно развит физически и не питает любви к спорту, то не стоит отдавать его в хоккей, тяжелые тренировки будут ему в тягость и великий спортсмен из него вряд ли получится. Лучше выбрать более спокойное занятие. Главное — не допустить, чтобы родительские амбиции помешали малышу найти свое любимое дело. Нужно обращать внимание на наиболее яркие и постоянные качества ребенка.

— Какие еще ошибки допускают мамы и папы?
— У некоторых родителей бывает четкое представление о будущей профессии своего ребенка. Например, сын должен стать стоматологом потому, что стоматологи материально обеспечены. Или он пойдет в сферу IT, так как специалисты востребованы на рынке труда. И при этом не учитывают способностей и потребностей сына. Возможно, ему это дело совершенно не нравится: не выносит монотонной работы или плохо ладит с биологией и химией. Но родители настаивают — учись, а то станешь дворником. Возникают конфликты. Конфликт может быть невыраженный. У ребенка просто снижается мотивация к учебной деятельности. Он ходит в школу, что называется, через силу и не прилагает столько усилий, сколько хотелось бы взрослым.

При выборе профессии прежде всего надо учитывать способности и интересы ребенка. Если есть способности к рисованию, дочка может стать художником. Если сын сочувствующий, сопереживающий, он может стать врачом. Если ребенок закрытый, робкий, ему подойдут сферы, где общение с людьми сведено к минимуму.

Если у ребенка невысокие интеллектуальные возможности, то устраивать его в вузы всеми правдами и неправдами, скорее всего, не стоит. Возможно, для него лучше подойдет рабочая специальность.

Под давлением родительского авторитета молодые люди могут поступить на специальность, которую выбрали члены семьи. Но это может привести к тому, что юноши, девушки уже на первых курсах разочаровываются в профессии и перестают учиться, уходят из вуза и вообще не получают никакого образования. Особенно это актуально для юношей. Бывает, что они бросают учебу, их забирают в армию, а после службы нет желания учиться.


— Как же тогда проявить заботу о сыне или дочке, чтобы помочь им?
— Главные ориентиры — в какой сфере ребенок лучше развивается, надо реально оценивать его силы и возможности. Ближе к подростковому возрасту вместе с ребенком изучайте информацию о том, какие профессии бывают, что в той или другой специальности нравится, не нравится. Дети сами часто мечтают о том, кем хотят стать. Современные подростки выбирают профессии, которые приносят большой материальный доход. Всегда были модные профессии. Но важно родителям и детям вместе разобраться в вопросах: пригодится ли профессия в жизни, где сможет работать, с кем будет общаться, сколько будет зарабатывать, сможет ли жить самостоятельно...
Еще родителям надо реально оценить свои возможности. Ведь профессиональное образование — затратный процесс. И это тоже надо обсуждать с ребенком.

— Бывает так, что взрослые категорически не согласны с выбором ребенка…
— Выбор нужно отдавать своему ребенку, родители должны быть заодно с ним, а не против. Всегда нужно понимать: мечты детей — это их мечты. Если девочка или мальчик в семье не получают поддержки и принятия, это приводит к конфликту, что нарушает семейные отношения. Все вопросы должны обсуждаться и приводить к обоюдному согласию или компромиссу. У родителя должны быть доводы, а не категоричное «нет», нельзя рьяно настаивать на своей позиции. Если выбор ребенка вам не нравится, надо вместе проговорить все плюсы и минусы. Роль родителя в том, чтобы помочь ребенку сориентироваться, представить полную картину, сопоставить реальность и ожидания. Например, профессия артиста. Важно, чтобы ребенок понимал, что это сложный путь, знал, через что ему придется пройти.

— Как быть, если возник конфликт в этом вопросе?
— В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации. Юношеский максимализм, когда весь мир делится на черное и белое, приводит к тому, что молодой человек или девушка отстаивают позицию: я уже взрослый, сам могу за себя все решить. В этот период молодые люди нередко прислушиваются к мнению посторонних людей. Поэтому, если родителям кажется, что их ребенок делает неправильный выбор, совершает ошибку, если в семье возникает конфликт, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Пусть третий человек, незаинтересованное лицо, поможет им договориться.

дословно
Екатерина Давыдова, клинич��ский психолог:
— Бывает так, что родители свои амбиции и желания перекладывают на своих детей. Например, родитель не смог полностью реализовать себя в жизни, не имеет высшего образования. И дают установку ребенку — обязательно будешь учиться в институте. Хотя сын или дочь могли бы получить рабочую специальность, хорошо адаптироваться в жизни, получать нормальную зарплату. В результате у сына есть диплом об окончании вуза, но на работу он устроиться не может, так как специальность не востребована.


Для справки
Расписание и темы вебинаров
_7 июня, 19.00 — «Как помочь ребенку выбрать профессию». Ведущий — Екатерина Давыдова, клинический психолог проекта «Выбери жизнь».
_14 июня, 19.00 — «Профориентационное тестирование». Ведущий — Иван Табунов, старший преподаватель кафедры психологии ЧГУ.
_21 июня, 19.00 — «Как выбрать вуз». Ведущий — Екатерина Красавцева, ассистент кафедры психологии ЧГУ.
Зарегистрироваться на вебинары можно на сайте благотворительного фонда «Дорога к дому» (дорога-к-дому.рф). Участие бесплатное.

Проект «Родительское просвещение» благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» реализуется с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Дарья Егорушкина,

golos@35media.ru