Летчик из Коротова

Степан Павлович Данилов родился 15 декабря 1909 года и провел детство и отрочество в нашем Коротове, в простой семье. В июле 2020 года я сходила на беседу со старожилом Г.А. Тихоновым, с кем собирала жемчуг подробностей, и дальше – сфотографировать родовой дом Даниловых с памятной табличкой… А дома-то уже и нет. Но хозяева участка молодцы: там, где был родительский очаг героя, они поставили на шесте большой флюгер-самолет, с размахом крыльев больше метра. Очень символично. Стоишь под ним, смотришь снизу вверх – и самолет «летит». Потому что облака плывут.

Где твои крылья? Интересно, подумала я, воображал ли он, как мальчишки из других поколений, стать летчиком? Ведь русское самолетовождение было столь же юным, как и Степушка. Что знаменательно, оно было его ровесником: в 1908 году в Петербурге был открыт Всероссийский аэроклуб, а в июне 1910-го для России изготовлены по спецзаказу первые 11 самолетов.
Так что, ой, не знаю насчет подобных грез... В революцию Степану было семь лет. Потом гражданская… Не больно-то сытно и весело. Не до высоких, поди-ка, идей. В школу ходить было не шибко близко – до Уломы верст пять. А потом пятьдесят – в Шухободь, в школу фабрично-заводского ученичества; ну, уж оттуда-то не каждый день.

Однако ведь вечно молодой душе в юном-то теле легче мечтается и радуется. Вот и запрокидывал, думается, голову Степа, пока никто не видит.
Витал там, на высоте, что-то предвкушая.
Небо влекло его, небо дразнило…
Лежа на травушке, легче смотреть.
Что улыбаешься, Степа Данилов?  
Где твои крылья, чтобы лететь?

Но для начала будущий летчик занялся паровозами, точнее их ремонтом, трудясь токарем и техником на паровозоремонтном заводе в Ярославле. Был там секретарем комсомольской организации. Перед этим Степан успел поработать в родном райцентре Череповце на заводе «Красная звезда», который располагался между парком КиО и областной больницей. Эту самую улицу из Заводской переименовали в Данилова в 1975 году.


Халхин-Гол. В июне 1931 года Степан Данилов призван в ряды Красной армии по специальному набору. Тогда же стал членом ВКП(б). В 1933-м окончил 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков, в 1938-м — Высшие авиационные курсы усовершенствования в Липецке.

С 18 июля по 16 сентября 1939 года летчик Данилов – участник советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол в должности командира 56-го истребительного авиационного полка.
Свой первый боевой вылет полк провел 21 июля. В этот день японцы подняли в воздух более 100 своих истребителей и несколько десятков бомбардировщиков. Полк вступил в бой организованно. Вел эскадрильи Данилов. Заняв выгодное положение для атаки, он первым спикировал на ведущего японской колонны. Белые, яркие, как молнии, трассы потянулись к вражескому истребителю. Пулеметная очередь пришлась по кабине. И-97 задымил и, оставляя за собой черный след, пошел к земле...

Данилов вывел свою машину из пикирования, взмыл вверх и осмотрелся. Строй эскадрилий распался. Все перемешалось. Всюду мелькали самолеты, отмеченные то звездой, то кругом. Только левый ведомый лейтенант Александр Мошин надежно прикрывал командира.

Внезапно из-за кучевого облака вывалилась шестерка японских истребителей. Один из них сразу же зашел в хвост самолету Мошина. Тот не заметил опасности. Данилов развернул свою машину и устремился в лобовую атаку. То же сделал и Мошин. Японцы не выдержали дерзкого маневра советских летчиков и, взмыв вверх, скрылись в облаках. Результаты боя: сбито 8 японских самолетов, столько ж… не вернулось наших.

В последующих боях полк Данилова успешно выполнял все боевые задания с минимальными потерями. За 25 дней боев летчики 56-го полка уничтожили около 80 самолетов противника. Лично Данилов за это время совершил 60 боевых вылетов. В воздушных схватках с врагом он сбил 6 истребителей и 2 бомбардировщика.

17 ноября 1939 года за мужество и героизм Степану Павловичу Данилову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением знака «Золотая Звезда», только что, в августе 39-го, введенного для отличия звания. Этому сопутствовало вручение ордена Ленина.

Герой на родине. В мае 1940 года подполковник С.П. Данилов по пути из Москвы к новому месту службы заехал на родину. 6 мая его торжественно приветствовали в Череповце, а днем позже – в родном Коротове.

Жители хлебосольно, сердечно и с гордостью встретили Героя Советского Союза – даже произносить это было в диковинку, и коротовчане были исполнены восхищения и почтительности. Такое звание за пять лет (оно учреждено в апреле 1934 года) имели еще очень немногие. А в Череповецком районе Данилов был первым и пока единственным Героем СССР.

Покидая родные края, Степан Павлович посредством череповецкой газеты «Коммунист» поблагодарил жителей за радушный прием: «Я даю слово землякам, что буду стараться сделать свою часть непобедимой и лучшей в нашей армии».


МОЛОДОЙ ГЕНЕРАЛ. В июне 1941-го Данилов, тогда уже полковник, назначен командиром 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО, которому была поручена защита Ленинграда с воздуха.

О напряженных воздушных боях каждый день сообщалось в сводках Совинформбюро. В утреннем сообщении 16 сентября говорилось: «В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть полковника Данилова сбила за один день 46 фашистских самолетов».

25 августа летчики 7-го корпуса нанесли массированный удар по аэродрому противника, на котором находилось до 100 истребителей и бомбардировщиков. В результате этого удара враг потерял на земле и в воздухе около 60 самолетов. Наши потери составили 8 самолетов…

В 1942-м Данилов – командующий ВВС 54-й армии. Затем — командир 287-й ИАД. Проводил бои на Брянском и Сталинградском фронтах. Участник Кубанского воздушного сражения. Воевал под Новороссийском.
28 мая 1943 года Степану Данилову было присвоено звание «Генерал-майор авиации», в 33 года!
С июня 1943-го и до конца войны генерал Данилов командовал 14-м ИАК, прикрывая войска Западного, Брянского, Ленинградского, Прибалтийских фронтов.

ИМЕННОЙ САМОЛЕТ. В 1944 году Данилову был вручен именной самолет, подаренный колхозниками. Прямо на железной птичке Степан Павлович не раз залетал домой в Коротово.

На днях я познакомилась с пареньком – ну, сейчас уж ему 82 года, их семья жила с 1939 года в Коротове, – которого герой Данилов ��ично и гладил по головке, и драл за ухо.
Первое общение с героем Саша Б. запомнил так. Данилова очень любила местная детвора. Приезжая домой, он собирал их к себе на «ребятишник». Но маленького Шурика старшой оставлял дожидаться в сенцах. В 40-м ему было три-четыре годика. Выходит дядя Степа из избы — и не сдвинул мальчонку с дороги, а поправил на нем пилотку-испанку и говорит, мол, когда увидишь самолет в небе, не бойся, а подними вот так кулачок и кричи: «Но пасаран!» («Не пройдут!», исп.).
А в другой раз было так. У брата героя было трое детей: Коля, Гена и Нина. Шурик, хоть ему еще не было семи, с дерзновением пришел в школу в 44 году, и его посадили за парту к Нине Даниловой. И что-то они не ладили. Нина возьми и нажалуйся дяде-летчику. А он всякий прилет на родину катал мальчишек на своей птичке. Очередь подошла Саше, и он уже забрался в самолет. А Степан его за ухо и назад: ты чего, пострел, мою племяшку обижаешь?! Вот так Санек и не полетал над Коротовом с героем-то.


ПОСЛЕДНИЙ МАЙ. Степан Данилов до конца войны лично летал на боевых самолетах, показывал пример подчиненным. Нередко его видели в воздухе в качестве ведущего группы. Он летал одинаково мастерски как днем, так и ночью. Всего за время войны Степан Данилов сделал 112 боевых вылетов, провел 23 воздушных боя, в ходе которых сбил лично два вражеских самолета и в составе группы — один.
День Победы генерал-майор авиации С.П. Данилов встретил в Прибалтике.
24 мая 1945 года он погиб в авиационной катастрофе самолета УТ-2, во время подготовки своего корпуса к военным действиям против империалистической Японии.
Степан Павлович Данилов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Там же упокоились его жена и дочь.


/врезка/
к сведению
НАСТАВЛЕНИЯ КОМАНДИРА
Лето 1939 года. Халхин-Гол. На подготовку к боям было дано три дня. В полку было много новичков. Командир Степан Данилов наставлял молодых летчиков: «Каждый из вас должен помнить азбучные истины. Прежде всего — осмотрительность. Зазеваешься – превратишься в летающую мишень и будешь сбит. Значит, надо крутить головой. Второе – это маневр. Опоздаешь с маневром – успеха не добьешься. Опередил – значит победил. Третье условие – огонь. Будешь стрелять с большого расстояния или плохо прицелишься, поспешишь – досада себе и напрасная трата патронов. Бить надо с короткого расстояния и наверняка…»

Вера Ким-Басова,
писатель-краевед