Ученик на встречке: как изменились экзамены на получение водитеских прав?

С 1 апреля в России вступил в силу документ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по представлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений». Многое осталось без существенных изменений, но есть и важные нововведения. И они не лишние, так как статистика по ДТП с участием «молодых» водителей тревожная. Как выяснили журналисты "Голоса...«,  по итогам 2020 года на территории Вологодской области зарегистрирован рост аварийности по вине водителей со стажем управления транспортными средствами менее двух лет.


Не доучились? Так, по итогам прошлого года количество ДТП с участием новоиспеченных выпускников автошкол выросло на 1,9 % (с 107 до 109), пострадавших в них людей — на 10,6 % (с 142 до 157), озвучил данные начальник отдела надзора управления ГИБДД УМВД России по Вологодской области Юрий Федышин:
— За 3 месяца текущего года с 22 до 23 по сравнению с тем же периодом 2020 года увеличилось количество ДТП, допущенных «молодыми» водителями, и с 22 до 28 — количество пострадавших в таких дорожно-транспортных происшествиях.
Наибольшее количество ДТП на счету 18 — 20-летних обладателей прав. Подавляющее большинство новичков – 95,7 % — управляли легковыми автомобилями. Водители со стажем управления ТС до 6 месяцев угодили в 12 ДТП.

Штрафные баллы. Перечислим главные новшества регламента, который вступил в силу в апреле 2021 года.
1. Отмена экзаменовки на «площадке».
Практические экзамены на право управления транспортными средствами категорий B (легковые   автомобили) и ВЕ (легковые авто с прицепом), C, С1, С1Е (грузовые автомобили и разнообразные грузовики), D, DE, D1 и D1E (разные виды автобусов) теперь будут проводиться без «площадки» как отдельного этапа сдачи квалификационных экзаменов. Проверяемые ранее на закрытой площадке навыки по парковке транспортного средства, развороту в ограниченном пространстве и началу движения на подъеме адаптированы для их проверки в условиях реального дорожного движения.
2. Индивидуальный городской маршрут.
Практическая часть экзамена, касающаяся вождения в черте городе, также подверглась изменениям. Теперь инспектор ГИБДД будет самостоятельно прокладывать маршрут и требовать выполнять определенные маневры по своему усмотрению. Для каждого кандидата в водители испытание будет индивидуальным. Ранее утверждалось три маршрута, с которыми экзаменуемый должен был быть знаком.
3. Продолжительность сдачи экзамена.  
Дается до 30 минут на экзамен по категории B и не более 40 минут в случае сдачи экзамена на авто с прицепом. Для водителей грузовиков и автобусов экзамен будет длиться не более 50 минут. Обязательное условие для получения положительной оценки – выполнение кандидатом в водители на маршруте всех маневров, а количество штрафных баллов не должно превышать четырех. Если по истечении установленного времени имеются невыполненные маневры, экзамен продолжится до тех пор, пока все задания не будут выполнены, но при условии, что студент все делает правильно, пусть и медленно.
4. Проверка новых навыков.
Перечень проверяемых у кандидатов навыков вождения также изменился. В частности, добавились маневрирование в ограниченном пространстве и на различных скоростях, парковка задним ходом параллельно тротуару, остановка и начало движения на спуске и подъеме, проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных ТС.
5. Градация баллов.
Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Сразу пять баллов, а это провал экзамена, ученик может получить за непристегнутый ремень безопасности и использование телефона. Три штрафных балла дадут, если студент не остановился в нужном месте, два балла – за резкое торможение. Полный набор штрафных баллов есть в административном регламенте.
6. Наблюдатели.
Еще одним принципиальным нововведением станет возможность присутствия наблюдателей в автомобиле при проведении экзамена. В качестве таковых могут выступить, например, другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол. Участие наблюдателей поможет добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить возможные спорные ситуации.
7. Пересдача экзаменов.
Также введены новшества относительно сроков пересдачи экзаменов. Введен предельный лимит по срокам пересдачи. Вторая и третья попытки — как теория, так и практика, — через семь дней, но не позднее чем через 60 суток. С четвертой попытки экзамен назначается не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 3 месяца.
8. Жалобы.
Рассмотрение жалобы заявителя будет осуществляться комиссионно с изучением аудио- и видеоинформации, полученной при проведении экзамена. При этом хранение такой информации осуществляется до окончания рассмотрения жалобы, но не менее 1 года со дня ее регистрации. В случае удовлетворения жалобы результаты экзамена аннулируются, кандидату в водители предоставляется возможность повторной сдачи экзамена.

Как на практике? У череповчанки Ксении Румянцевой с первой попытки сдать экзамен не получилось, и случился «провал» — за неделю до введения в действие новых правил.
— Я сдавала экзамен в конце марта еще по старым правилам, — рассказывает Ксения, – экзамены по теории, на площадке, по городу. В самом конце экзамена ошиблась. Наверное, устала, так как начали сдавать экзамены с 8 утра и до проезда по маршрутам города прошло много часов. Теперь придется пересдавать экзамен, но по новым правилам. Сейчас идут обязательные дополнительные занятия.
— Маршрут, где проходил экзамен, был вам заранее известен?
— Нет. Инспектор говорил, куда поворачивать, что делать. Насколько я знаю, уже была сдача по новым правилам — из 30 человек сдали только двое, а раньше сдавали по 7 — 8 человек, то есть тоже был очень низкий процент. Думаю, самым сложным заданием будет обгон, раньше его не было. Как на учебной машине обгонять и кого? Такую же учебную машину? Девушке, которая смогла сдать экзамен, повезло – на пути попа��ся трактор, она его обогнала. Сейчас, насколько я знаю, срочно пытаются найти места, где можно применить на городских улицах задания с учебной площадки. Сейчас на обязательных дополнительных занятиях мы ездим, как и раньше, то есть просто соблюдая ПДД.


обучение
Автошколы пересмотрят стоимость услуг
В Череповце порядка 30 автошкол, но наиболее популярны и востребованы 10 — 12. Стоимость обучения – от 24 тысяч рублей и выше. Некоторые школы уже анонсируют повышение стоимости своих услуг с апреля. Дополнительное занятие стоит в среднем 1 300 — 1 500 рублей.

Владимир Сентябрев,
golos@35media.ru