Череповецкие волонтеры просят у города приют
Посты о бездомных собаках с улицы Боршодской в январские морозы быстро разошлись по череповецким пабликам в соцсетях. Животные – и взрослые, и малыши — обитают на площадке автошколы. Один из щенков замерз и погиб. Чтобы помочь другим, около 40 неравнодушных горожан объединились. Создали чат «Собаки с Боршодской», сообщения сыплются туда с 6 утра до 3 ночи! Ведь волонтеры помогают четвероногим не только на этом участке, но и по всему городу. Несколько раз в день кормят подопечных, пытаются отловить, чтобы подлечить и передать на передержку. Однако нередко в постах с призывами о помощи зоозащитники сталкиваются со сторонниками уничтожения животных: мол, они проявляют агрессию, сбиваясь в стаи и кусая людей. Обеспокоенные волонтеры пригласили журналистов «Голоса…» к подопечным на Боршодскую, чтобы показать, как ведут себя собаки с незнакомцами, и объяснить, какое решение проблемы «бездомышей» в Череповце они видят.«Кого они укусить могут?» Волонтер Ольга Смирнова открывает багажник. Внутри – консервы, корм, йогурты, хлеб, котлеты, крупы.— Большинство продуктов покупаем и готовим сами, с остальным помогают городские организации, в том числе школьные столовые, — объясняет Ольга, доставая порцию для подопечных с Боршодской.Вместе с ней и супругами Сергеем Захаровым и Надеждой Васильевой заходим на огороженную территорию площадки автошколы.— Волонтеры приезжают два раз в день. Охранники нас сюда пропускают, даже еду принимают, потому что мы кормим собак, пытаемся организовать отлов своими силами. Одну беременную собаку уже отловили, отвезли в клинику. Остальные трое живут в холодной будке. Хотели поставить им несколько утепленных, но представители других организаций по соседству против: говорят, что собаки им тут не нужны, — объяснили волонтеры.Пересекаем почти всю площадку, доходим до высоченной кучи сгребенного снега.— А где же наши собаки? – оглядываются волонтеры.И тут из-за вершины появляются черные ушки. Мгновение – и снова скрываются.— Вот видите? Даже не подходят! Ну кого они укусить могут? – волонтеры принимаются раскладывать еду и указывают на другую сторону площадки.Там между расставленными конусами наматывает круги «лохматик» коричневого окраса. На еду ни он, ни его собрат со снежной кучи никак не реагируют. Равно как и на людей. Даже не лают.— А один человек в соцсети написал, что они агрессивные, на него напали, когда шел по дороге, укусили. Таких людей, которые пишут неправду и настраивают других против собак, много. Нередко пишут: и хорошо, дескать, что где-то собаку сбили. Ну как так можно? А ведь это читает молодежь! О каком гуманном отношении к животным может идти речь? – возмущается Сергей.Даже когда еда разложена и люди отошли, собаки не подошли к ней: ожидали, когда покинем территорию, играясь друг с другом. В зону видимости людей, к слову, вышли только две. Остальные так и не показались.
Острая проблема. Эти собаки — не настоящие «бездомыши»: выросшие на улице так себя не ведут, рассказывают наши собеседники. Животных с осени подкармливает волонтер Ольга Некрасова. Когда она в январе попросила о помощи животным, стали поступать мнения, что лучше их застрелить. Ольга, Надежда, Сергей и еще около 40 человек откликнулись на ее призыв в соцсети.— В первую ночь, когда поднялся шум, человек 20 сюда приехали, пробовали поймать собак, не получилось. В беде животных не оставили: кормим, пытаемся отловить. Проблема бездомных животных в городе стоит очень остро. Посты о замерзающих, истощенных, раненых собаках и кошках появляются каждый день. Скидываем их и в наш чат, стараемся реагировать оперативно, — рассказывает Ольга Смирнова.Кажется, газетных страниц не хватит, чтобы упомянуть все истории, рассказанные нам волонтерами. Среди них – попытки отловить «бездомышей» на территории завода; сбор средств для лечения раненного дробью пса Тумана и успешная операция, проведенная врачами в Санкт-Петербурге; попытки вернуть здоровье на передержке истощенному усилиями прошлых хозяев тойтерьеру…Волонтеры говорят: не помочь животному в беде для них неприемлемо. Сергей и Надежда – хозяева породистого Дельфина. На свою свадьбу они попросили друзей вместо цветов привезти собачий корм. После его отвезли в приюты. А Ольга Смирнова – хозяйка десяти взятых с улицы метисов, которые теперь сытые и довольные живут с ней в доме на окраине города.
Диалог с властью. Понятно, что взять всех животных к себе ни один из волонтеров не может. И все приюты в городе переполнены.— Существуют они только на частные средства. Некоторые ветеринарные клиники оказывают помощь животным, их можно оставить на передержку. Но для всего этого нужны деньги. Отлов своими силами провести в должной мере, понятно, не удастся, — говорят наши собеседники. — Много лет отловом, стерилизацией, вакцинацией и выпуском обратно в среду обитания по контракту с городом занималась одна из предпринимателей. В прошлом году контракт выиграла не она. Считаем, что другая организация фактически ничего не сделала. Надеемся, что те, кто выиграет контракт в этом году, ситуацию исправят.Очень важно, убеждены волонтеры, чтобы в городе функционировала налаженная система отлова, от этого напрямую зависит жизнь животных:
— Мы понимаем, что общество всегда будет делиться на защитников и противников бездомных собак и кошек. Поэтому считаем, что ситуацию исправит появление муниципального приюта. Мы собираемся выйти на диалог с департаментом ЖКХ мэрии города. Мы надеемся, что к нам прислушаются. У города много земли, не совсем дефицитный бюджет. Если власти помогут с постройкой здания, его оборудованием, финансами, мы будем только рады. Мы сами готовы работать там волонтерами бесплатно, отлавливать собак и кошек. Думаем, что, если горожане будут знать, что беспризорным животным есть где получить помощь, они не станут призывать уничтожать их, а наоборот, сообщат нам и властям, что где-то есть потенциальный будущий житель такого приюта. А может быть, даже сами привезут туда попавшее в беду животное!
На диалог с мэрией волонтеры планируют выйти в ближайшее время. Говорят: от своей инициативы не отступят.
«Инициатива приветствуется». Так ответили «Голосу…» в департаменте ЖКХ. Приют должен быть централизованный, на специально отведенной территории вдали от жилых зон. На диалог с волонтерами специалисты выйти готовы.Но по законодательству создание муниципального приюта невозможно без выделения финансирования — в рамках участия в федеральных и региональных программах с дотациями. В частности, проблема помощи «бездомышам» обсуждалась в конце прошлого года на заседании в Законодательном собрании Вологодской области. Тогда были озвучены планы региона заявиться в федеральную программу типовых приютов для животных. Сейчас ее разрабатывает Минприроды.
В департаменте ЖКХ не исключают, что если в рамках такой программы будут выделены дотации на типовые приюты в муниципалитетах, то город подаст заявку на участие.Сейчас же у города по закону есть обязательства в части исполнения контракта по отлову, стерилизации и выпуску животных в естественную среду обитания в рамках выделенного из горбюджета финансирования. Конкурс на заключение контракта проводится ежегодно. Заявиться на участие в нем может любой пожелавший заниматься такой деятельностью (организация или ИП). Если места недостаточно, город может предоставить земельный участок и помещения в рамках заключенного контракта.
В прошлом году контракт, как сообщает департамент ЖКХ, также исполнялся – отловлено чуть более 200 бездомных животных. Конкурс по отбору организации на отлов в этом году уже состоялся, контракт будет заключен в ближайшее время. С учетом обращений жителей в нем увеличена цифра по отлову и стерилизации кошек.
Под какой угодно другой приют землю по закону предоставить не могут, равно как и финансирование. Но существующим в городе приютам помогают: в частности, проводят круглые столы, где зоозащитники могут обозначить проблемы, требующие решения. Речь идет о помощи с материалами для строительства вольеров, ограждений, расчисткой подъездов.P. S. К слову, пока готовился текст, Сергей скинул нам пост из соцсети: 8 февраля волонтеры обнаружили около территории обитания собак на Боршодской «непонятный розовый порошок». Все веревки ловушек, расставленных для отлова, обрезаны, исчезло несколько мисок…
цифры13 255собак отловлено в Вологодской области с 2013 года, по данным с сайта Заксобрания;60,5 %из них после стерилизации и вакцинации против бешенства выпущены в места прежнего обитания,13,5 %переданы старым или новым владельцам,12 %усыплены по медицинским показаниям.
Алина Волкова,golos@35media.ru