«На демонстрацию шли как на праздник!»
Демонстрации трудящихся стали одной из примет советского времени. Люди, принимавшие в них участие, дорожат этими воспоминаниями. Традиции встречать Первомай вместе с коллегами сохранились до сих пор. И сегодня в колонне работников металлургического комбината шагают дети и внуки тех, кто собирался с транспарантами, цветами и шариками десятилетия назад. В этом году из-за пандемии коронавируса шествие не состоится. Но что мешает вспомнить, какими были демонстрации у советских тружеников?
От Чикаго до СССРДля начала окунемся в историю праздника — в конец XIX века. 1 мая 1886 года в городе Чикаго начались масштабные митинги и демонстрации рабочих, которые требовали от своих работодателей введения восьмичасового рабочего дня. Акция закончилась стычками с полицией. Жертвы были с обеих сторон. В июле 1889 года Парижский конгресс Второго
Интернационала в знак солидарности с чикагскими рабочими принял решение о проведении 1 мая ежегодных рабочих демонстраций. В России первая праздничная сходка рабочих состоялась в Петрограде 1 мая 1891 года. С 1918 года праздник стал официальным. Он был закреплен в Кодексе законов о труде под названием День интернационала.В советское время обязательной частью праздничной программы в крупных городах страны были военные парады.
На Первомай проводились митинги, концерты, смотры успехов в строительстве социализма и коммунизма. С 30-х годов 1 маяначали устраивать парады физкультурников. 1 мая 1933 года над Красной площадью состоялся первый воздушный парад. 23 года спустя, в 56-м, советские телезрители впервые увидели репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся с главной площади страны.Официальная первомайская демонстрация в последний раз состоялась 1 мая 1990 года. Но традиции возродились в российское время. Сегодня в городах по-прежнему устраивают демонстрации трудящихся (и Череповец не является исключением), но, конечно, не такие массовые, зрелищные и, как признают участники шествий прошлых лет, не такие душевные.
По улице с оркестром«Демонстрации 1 мая и 7 ноября для нас были настоящим праздником, — вспоминает читательница «Голоса…» Надежда Филимонова, которая 33 года проработала на коксохимическом производстве. — Помню, что, например, 7 ноября мы выходили на демонстрацию, переодевшись в теплую форму одежды. Зимы тогда настоящие были. И именно с 7 ноября мы начинали отсчет зимнего времени. А на Первомай погода была разная. В какой-то год, точно сейчас не вспомню, я пошла в ночную смену накануне праздника еще в пальто, а 1 мая уже больше 20 градусов было. Но какая бы погода ни была за окном, настроение у тех, кто шагал в колонне, было самым праздничным!»В Череповец наша собеседница приехала после окончания Ленинградского технологического института.— Был конец апреля, я пришла устраиваться на металлургический завод, где на тот момент трудились 54 тысячи человек! — вспоминает Надежда Дмитриевна. — Мне нужно было на работу выходить с понедельника, а в выходные объявили субботник. Начальник сказал, что мне тоже нужно быть. И я пошла, тогда у нас даже вопрос не стоял — идти или не идти. Субботники и демонстрации были добровольным делом, но никто и не думал отказываться. Мы, помню, отвечали за участок улицы Ленина около магазина «Голубой экран», мели, красили.
Колонна металлургов в праздничном шествии горожан была самой многочисленной. 1 Мая трудящиеся собирались около заводоуправления. Одно производство от другого отделяли грузовики, украшенные транспарантами, плакатами, шариками. Играл живой оркестр, в колонне каждого производства был свой баянист. Колонна выдвигалась с улицы Мира, выходила на улицу Ленина, которую перекрывали для движения транспорта, и сворачивала по улице Верещагина на площадь Металлургов. В парке были установлены трибуны, на которых стояли руководители города. Трудящиеся, проходившие мимо них, кричали «ура».— Все брали с собой детей. Когда я участвовала в демонстрации в первый раз, у меня еще не было детей. Помню, что вела за руку девочку Катю, дочку начальника цеха, — продолжает Надежда Филимонова. — Было очень много воздушных шаров, комсомольцы надували их ночью накануне демонстрации. А плакаты рисовали художники-оформители — раньше они были в каждом цехе.
Трудовой праздник перетекал в дружные домашние посиделки.— Раньше была доброта человеческих отношений, которую мы, к сожалению, утеряли с развалом Советского Союза. Сейчас на первый план вышли торгово-денежные отношения, у нас же все намного проще и душевнее было, — рассуждает Надежда Дмитриевна. — После демонстрации мы обязательно собирались вместе несколькими семьями, с детьми. И отмечали праздник не в ресторане или кафе, как сейчас, а дома. Накрывали большие столы, шинковали салаты, пекли вафли, орешки.
Полные карманы конфетПервомайские демонстрации остались одним из ярких и добрых воспоминаний у тех детей, которых родители брали с собой. Дочь нашей героини, Юлия Зай-цева, председатель профкома коксохимического производства, так описывает свои ощущения:— Для меня первомайские демонстрации были настоящим праздником. Родители брали меня на эти шествия по очереди. Мама работала на коксохиме, папа, Александр Васильевич, — в «Автоколонне № 1456». После шествия родители с друзьями собирались у нас дома и каждый год обязательно покупали торт «Маска». Своего сына я также с детства беру на демонстрации, и ему тоже это с первого раза очень понравилось.
— Первый раз я участвовала в первомайской демонстрации в 1965 году, — вспоминает председатель профкома управления главного энергетика Наталья Черняева. — Мне было пять лет, когда мама, работавшая на Молодеченском гормолзаводе, взяла меня с собой на Первомай. Настроение было самое праздничное! Люди, которые вставали в колонны, были нарядные, в руках держали веточки распустившейся березы, украшенные самодельными цветочками, шарики; кто-то нес портреты. Хорошо запомнила, что меня многие угощали конфетами, даже незнакомые люди. Поначалу я стеснялась брать угощения, пряталась за полы маминого плаща, но к концу демонстрации у меня все равно были полные карманы сладостей! Колонны нарядных людей шли со всех сторон с песнями, на остановках люди танцевали под гармошку. А потом участники демонстрации объединялись в одну большую колонну. Чем ближе подходили к площади, тем громче раздавались слова из громкоговорителя: «Слава труду!», «Слава КПСС!», «Слава ударникам труда!», «Мир! Труд! Май!»
Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»