«Любил кораблики запускать...»
Историю четырех череповецких юношей, прошедших Великую Отечественную войну от учебы в Соловецкой школе юнг до службы на военных кораблях, поведала нам череповчанка Нина Бороздина (участник общественного движения «Дети войны»). В прошлых номерах «Голоса Череповца» мы написали о трех из них. Сегодня расскажем о Юрии Волкове. И еще об одном военном моряке — Николае Ефремове, воспоминаниями о котором поделился его сын, Евгений Николаевич.
Заменить отцаЮрий Волков родился 21 апреля 1927 года в Череповце. У его отца было серьезное заболевание ног, и после безрезультатных операций он получил первую группу инвалидности. Тем не менее продолжал работать народным судьей. Юра был единственным сыном и опорой своей матери, которая не могла работать, так как ухаживала за мужем, помогая ему во всем.Мальчик рос добрым, спокойным, любознательным ребенком. Любил читать. Будучи учеником первой школы, успевал по всем предметам, но больше всего ему нравились математика и физика. Увлеченно помогал учителям готовить учебные пособия. В свободное время занимался в Доме пионеров.
— Это был такой мальчик, который делал все, что надо, — рассказывает Нина Бороздина. — Надо петь — пел, надо помочь Ангелине Анатольевне Алексеевой (директору Дома пионеров) — помогал, надо научить ребят плавать — учил спокойно и терпеливо. Когда подрос, стал главным помощником для мамы.С началом Великой Отечественной войны 16-летний подросток рвался на фронт, несмотря на то, что ему была положена бронь как единственному сыну в семье, где отец — инвалид. «Отец по болезни не мог быть призван, и Юра считал, что должен его заменить», — говорит наша собеседница.Вместе с друзьями Гусей Гурьяновым и Володей Кузнецовым он просился на войну. И так же как они раз за разом получал ответ: «Учись. На фронт рано».
Морская службаЗимой 1943 года, услышав о наборе в Соловецкую школу юнг, Юра первым подал в горком комсомола заявление о зачислении. Чтобы в школу приняли, требовалось пройти отбор по здоровью и получить согласие родителей.— Выполнить второе требование ему было трудно, — говорит Нина Алексеевна. — Он понимал, каково будет без него маме с отцом-инвалидом. Но все же Александра Ильинична и Иван Иванович дали согласие. 13 сентября 1943 года Юра вместе с Гусей Гурьяновым и Володей Кузнецовым отправились на Соловки. Он выбрал специальность электрика. Его батальон расположился в самом кремле, а ребята, обучаясь на других специальностях, жили в нескольких километрах от него, в землянках.Выпускные экзамены по всем предметам Юра сдал на отлично. Его направили на Балтийский флот. Сначала определили в береговую ремонтную базу, где он налаживал электрооборудование боевых кораблей. Настоящая морская служба Юрия началась в конце 1944 года в экипаже «малого охотника». Здесь электрик Волков был и установщиком прицела, и минером, и мотористом, и инструктором по химической защите.— Перед их командой стояла ответственная задача — зачистка острова Финского залива от хорошо замаскированных и укрепленных дотов и дзотов, присутствие которых постоянно угрожало Ленинграду. Катеру, на котором служил Юрий, предстояло маневрировать в узких протоках (шхерах), что требовало от всей команды слаженных действий. Уничтожали доты и дзоты чаще всего ночью, когда немцы и финны теряли бдительность, — говорит Нина Алексеевна.Окончание войны Юрий Волков встретил на Северном флоте. Демобилизовался из армии в 1950 году.Вернувшись домой, работал сначала техником в череповецкой конторе связи, позже устроился на металлургический завод, где трудился до пенсии.— Это был на удивление спокойный, уравновешенный человек. Никогда не повышал голоса. Вырастил двух дочерей, любил возиться с внуками, помогал в их воспитании. Дома все делал сам. Был очень мастеровитый и, как говорят в народе, рукастый. Сам оборудовал катер, на котором рыбачил. Да так, что все рыбаки останавливались, чтобы полюбоваться, ведь на катере все было продумано для защиты от дождя и ветра, — говорит наша собеседница.25 января 2014 года после продолжительной болезни Юрия Ивановича Волкова не стало.
Молодость, отданная войнеЧереповчанин Евгений Ефремов считает, что экспозицию музея военной техники «Парк Победы» нужно пополнить экспонатом, посвященным памяти череповецких юношей, которые учились в Соловецкой школе юнг и служили на Северном флоте:
— В музее создается экспозиция, представляющая все рода войск Российской армии. Есть танки, пушки, собираются привезти вертолет. Остается неохваченным флот. В свое время Вячеслав Евгеньевич Позгалев помог Вытегре с подводной лодкой. Как здорово было бы получить для нашего музея торпедный катер с Северного флота, на котором служили в войну ребята из Череповца, юнги Северного флота. Одним из них был мой отец — Николай Николаевич Ефремов.
Николай Ефремов родился 12 июня 1926 года в деревне Исток, недалеко от Суды. Он был четвертым — младшим — ребенком в семье. Старшими были Лидия, Анатолий и Лев (о Леве Ефремове «Голос…» рассказывал в прошлых номерах).Спустя несколько лет семья перебралась в Череповец, и Коля пошел в первый класс, в школу № 1.
— В детстве у него были обычные мальчишеские увлечения. Любил кораблики запускать. Очень увлекался фотографией. Помогал по хозяйству, отвечал за корову, гонял на пастбище и обратно, — рассказывает Евгений Николаевич.Узнав о наборе в Соловецкую школу юнг, Николай Ефремов подал заявление на зачисление и был принят на учебу. В 1943 году в возрасте 17 лет он отправился в школу. Выбрал специальность моториста. По окончании учебы был направлен на военную службу на Северный флот.
— Отец служил семь лет. После Северного флота, когда перестали ходить конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны, был направлен на Дальний Восток в Амурскую флотилию, где также служил на торпедных катерах, — рассказывает сын ветерана. — Но служба на Северном флоте была самой яркой и в то же время самой трагичной страницей его жизни. Вся его молодость отдана войне.
Николай Ефремов демобилизовался из армии в 1951-м и в возрасте 25 лет вернулся в Череповец. Поступил в педагогический институт. По окончании физмата его оставили ассистентом на кафедре физики. Был секретарем комсомольской организации вуза. Со своей будущей женой Ириной познакомился тоже в институте, она тогда была студенткой.В 1961 году по партийной линии его перевели на металлургический завод, назначив секретарем парторганизации цеха КИПиА.— Отец был человек эрудированный, с очень хорошим характером, контактный, с ним было очень легко. Он все умел делать. Всю мебель на даче, включая шкафы, буфеты, столы, стулья, сделал сам. Столяром был от бога! Много читал. Был любознательным. Любил путешествовать. Навещал своих сослуживцев в Мурманске, Санкт-Петербурге, Хабаровске. Есть такое определение: «Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына». Это про моего отца.
В возрасте 60 лет жизнь Николая Николаевича Ефремова трагически оборвалась. Он угорел в бане.
Мы продолжим рассказ о выпускниках череповецких школ, ушедших воевать со школьной скамьи, в следующих номерах газеты.
Инна Анохина, газета «Голос Череповца»