Как сберечь время и нервы пациента?
Медики Череповца прошли недельный обучающий курс по бережливым технологиям в медицине. Пятидневный семинар-практикум для них провел Альберт Курмангулов, руководитель учебного центра «Бережливые технологии в здравоохранении» Тюменского медуниверситета.
На тренинг, который проходил в детской поликлинике Череповецкой горбольницы (ул. Парковая, 34), собрались более 40 человек из 18 лечебных учреждений города: главврачи, заместители, главные медсестры. Вместе с тренером участники семинара не только постигали теоретические основы внедрения бережливых технологий в медицине, но и выходили в конкретные медицинские организации, решали практические задачи. Проводился анализ, что и как нужно делать, чтобы медпомощь оказывалась более эффективно и оперативно, а пациентам было понятнее и удобнее.
Но в лекционном курсе была одна особенность. В интервью «Голосу…» Альберт Курмангулов пояснил, что для того, чтобы медики поняли, как чувствуют себя пациенты, попадая в лечебное учреждение, их поставили на место пациентов:
— Приведу простой пример — система навигации в поликлинике. Сотрудники ведь не обращают внимания на таблички, стенды, наличие/отсутствие стрелок к кабинетам, так как хорошо знают, где и что расположено. И когда они оказались на месте пациента, который порой подолгу блуждает по поликлинике в поисках нужного кабинета, были поражены. Шесть команд, на которые разбили участников семинара, предлагали способы улучшения имеющейся в их учреждениях навигации. При этом нужно было предусмотреть минимальные вложения сил и средств, чтобы все изменения можно было сделать за один-два дня.
Во второй день курса участников семинара отправили на «Фабрику процессов» — так называлась ситуативная игра-задание.
— Это новая интерактивная образовательная технология. Например, они смотрят видеоролик о том, как пациентка идет по поликлинике. Но особенность в том, что зрители видят все ее глазами. Их задача — найти проблемные участки в этой поликлинике и предложить конкретные решения. Когда врачи увидели все глазами пациентов, для них это было открытием. Реакции были бурные, — улыбается тренер. — Прежде всего удивление: «Неужели все так на самом деле?»
Учебный центр, которым руководит Альберт Курмангулов, создан под программу Минздрава «Новые технологии бережливого производства в здравоохранении». Она стартовала по всей России. По словам начальника отдела организации медицинской помощи по Череповцу областного департамента здравоохранения Людмилы Дубовенко, один из приоритетов этой программы — оказание медицинской помощи с учетом рационального использования времени пациентов:
— Чтобы человек тратил как можно меньше времени на ожидание помощи, талона на прием, консультации в регистратуре, проведения необходимого исследования. Да, дефицит ресурсов есть, но практика показывает, что, применяя технологии сбережения и рационального использования имеющихся ресурсов, можно достичь больших успехов.Участники семинара отметили, что курс был очень важный и полезный, поменял мировоззрение и «дал реальный инструмент, как можно изменить ситуацию».
Инна Анохина, газета «Голос Череповца»