Что делать у логопеда с годовалым малышом?
Речь малышей порой забавляет и умиляет. А ее дефекты многим родителям кажутся смешными и безобидными. «Голос Череповца» отправился к специалистам Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, чтобы узнать, нужно ли идти к логопеду с ребенком до трех лет и как методики раннего развития речи и «говорящие» игрушки воздействуют на эту самую речь?
Когда ни гугу. Учитель-логопед Елена Макарцева рассказала нам, когда и почему нужно обратиться к логопеду. Специалист обозначила семь основных причин.
1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета.«Лепетать он может по-разному. Это и «кххх», и «гыгы», «агу», «агы». Затем появляются слоги: «диди», «гиги», «бубу», «тата». Насторожиться надо, если малышу уже исполнился год, а у него так и не появились лепетные слова. Он не понимает обращенную речь и не выполняет хорошо знакомых действий с предметами по просьбе родителей, — говорит логопед. — Например, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где папа? Баба?» А также не реагирует на свое имя».Если после года малыш не произносит порядка 8 — 10 слов типа «кис-кис», «ням», это тоже повод проконсультироваться. 2. Если к двум — двум с половиной годам ребенок пользуется слишком маленьким запасом слов, не говорит фразами или совсем не говорит. Не понимает или плохо понимает обращенную к нему речь, не умеет выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями.
«К двум с половиной годам, как правило, малыш уже произносит элементарные фразы, объединяя два-три слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал), — поясняет Елена Викторовна. — Если в этом возрасте ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить», необходимо посещение с ним невролога и логопеда».
3. До трех лет малыш молчал, а затем стал активно говорить. При этом изъясняется он на «своем» языке, где понятных и простых слов почти нет.Кроме того, если к трем годам у ребенка сохраняется повышенное слюноотделение: «Во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке пять секунд».4. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет. «Просто очень упрямый», — успокаивают себя родители.5. Если малыш «захлебывается» речью, торопится высказать свои мысли.«Это происходит, когда выдоха не хватает на фразу и ребенок добирает воздух посреди слова. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль».6. Если ребенок не стремится к общению со сверстниками и взрослыми, к совместной предметно-практической деятельности, не интересуется окружающим. Играет один или участвует только в «неречевых» играх, неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.7. Если ребенок сильно говорит «в нос». Гнусавость, или, как это называется, сильная назализация голоса, также является поводом идти к логопеду.
«Говорящие» игрушки. Нам стало интересно, будет ли эффект опережающего развития, если к ребенку с нормально развивающейся речью применить методику, нацеленную на преодоление отстающего речевого развития. На этот вопрос нам ответила Анна Шалкина, учитель-дефектолог Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
— Необходимо помнить о том, что каждый ребенок развивается в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Опережающее развитие свойственно, как правило, более одаренным детям. Таким образом, использование методик, направленных на преодоление отстающего речевого развития, для обучения нормально развивающихся детей вряд ли будет способствовать опережающему развитию, это может лишь помочь ребенку более полно усвоить нормы родного языка. Любые занятия по определенной методике лучше начинать после предварительной консультации со специалистом.
— Есть тенденция обучать ребенка первым словам с помощью «говорящих» игрушек. Насколько это полезно?— «Говорящие» игрушки, несомненно, дают нужную эмоциональную нагрузку. Они способны заинтересовать ребенка, оказать помощь в обучении, воспитании, развитии — в частности, развиваются слуховое восприятие, мелкая моторика, мышление, память, — говорит Анна Николаевна. — Однако они чаще интересны ребенку лишь недолгое время. Дети не играют с ними, а изучают функции. Отчасти подобные игрушки несколько тормозят творческий потенциал детей, мешают развитию коммуникативных навыков. Изучив возможности одной игрушки, ребенок требует у родителей еще одну, а когда мама с папой покупают обычную куклу, машинку, мягкую игрушку, ему они не нравятся. Малыш уже привык к «самостоятельным» игрушкам, которые его развлекают разными способами. А тут машинку нужно катать, представлять, как она мигает фарами и т. д.
Инна Анохина, газета «Голос Череповца»