Уникальная сталь для нового моста
Как известно, второй мост возведут к середине 2022 года. Работу с пролетными строениями, для которых в первую очередь и нужен металл, должны начать уже в этом году. Так что металлургам стоит поторопиться! Такие вызовы для них, как выяснил «Голос…», не в новинку. Какие еще мосты в России, крупные спортивные объекты и сооружения, которые эксплуатируются в экстремальных условиях, возводились с участием череповчан? Как строящаяся переправа уже изменила и изменит жизнь череповчан?
Новые перспективы
Мост уже называют стройкой века. До пуска объекта несколько лет, но в планы развития города, в частности Зашекснинского района, вносятся серьезные коррективы. Первый зам. мэра Череповца Дмитрий Лавров на прошлой неделе презентовал изменения, которые произойдут.
Итак, основное развитие района будет идти в зоне между улицей Рыбинской и новым Южным шоссе — оно выведет транспортные потоки на мост. Жилую застройку в этой части города намерены вести комплексно, а не точечно, пилотным станет 107-й микрорайон. Концепция — сохранить максимум зеленых насаждений, на 6 гектарах будет обустроен лесопарк. Под малоэтажное строительство будет отдан 143-й микрорайон, где также будут максимально сохранять зеленые насаждения.
До 2026 года за Шексной планируется возвести пять детских садов, три школы, поликлинику, пожарное депо, множество дорог и организовать спортивные зоны. Речь идет о зоне между улицами Раахе и Ленинградской, о преображении лыжного стадиона за ТЦ «Аксон» — его намерены преобразовать во всесезонный спортивный комплекс. На первом этапе будут обустроены трассы и освещение. Новый ФОК планируют в 144-м микрорайоне (за недавно открытым детским садом «Созвездие»). По словам Дмитрия Лаврова, сейчас проводятся аукционные процедуры, контракт на строительство заключат в конце февраля — начале марта. Сдача объекта намечена на ноябрь этого года.
Что касается дорог в районе, то продлят до Южного шоссе и расширят Шекснинский и Октябрьский проспекты, улицу Ленинградскую.
Исторический заказ
Чтобы мечты о комфортном для проживания районе сбылись, нужно, чтобы строился мост. И это уже перестает быть планами отдаленного будущего: компания «Северсталь» заключила соглашение с ЗАО «КУРГАНСТАЛЬМОСТ» на поставку 9 200 тонн горячекатаного проката для моста, который, напомним, станет самым длинным в Вологодской области — 1 131 метр. Металлопрокат произведут на стане 2800 производства плоского проката ЧерМК. Из этого металлопроката и будет изготовлен весь объем основных металлоконструкций для моста. Поставки «Северсталь» планирует выполнить до конца первого полугодия 2020 года.
— В этом году «Северсталь» планирует увеличить поставки мостовых марок стали на 70 % по отношению к прошлому году, — подчеркнул гендиректор «Северстали» Александр Шевелев.
Итак, какую марку стали применят металлурги?Как сообщил гендиректор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Евгений Виноградов, долговечность, прочность и надежность металлоконструкций пролетных строений обеспечит изготовление из горячекатаного конструкционного проката марок стали 10ХСНД и 15ХСНД. Какие секреты хранит эта «шифровка»? Буквы — это химические элементы: Х — хром, С — кремний, Н — никель, Д — медь. Химические элементы, входящие в состав сплава, определяют его механические свойства. Две упомянутые марки стали — именно мостовые. К элементам сварных металлоконструкций, для изготовления которых они и нужны, предъявляют такие требования, как повышенная прочность и коррозийная стойкость.
Свариваемость такого сплава, отмечают специалисты, не имеет ограничений и может производиться различными способами. Эти марки стали могут работать при экстремальных температурах — от минус 70 до плюс 450 градусов Цельсия.
Ванты Октябрьского моста
Часть ванты, подобной тем, что использованы при строительстве Октябрьского моста, хранится в Центре металлургической промышленности.
— К ней выстраиваются посетители во время экскурсии. Считается, что, если прикоснуться к ванте и загадать желание, оно непременно исполнится, — рассказала главный специалист по информированию центра Ирина Догадина.
ЧерМК (в то время ЧМЗ) и другие предприятия, теперь входящие в состав компании «Северсталь», действительно принимали участие в строительстве Октябрьского моста в Череповце. Ирина Догадина поделилась с журналистами «Голоса…», что, по ее сведениям, в плане капитального строительства металлургического завода Октябрьский мост был упомянут как обязательный элемент для развития города. То есть получается, что череповецкие металлурги не только приняли участие, но и выступили в качестве заказчиков на его строительство.
Октябрьский мост стал первым в России вантовым (то есть из стальных тросов) мостом, в эксплуатацию принят в 1981 году. Уникальные стальные канаты общей длиной 16 км тогда изготовили на Волгоградском сталепровочно-канатном заводе (сегодня он входит в состав ОАО «Северсталь-метиз»). Это специальные канаты закрытого типа с цинковым покрытием, имеют диаметр 71,5 мм, их суммарное разрывное усилие составляет 450 тонн. Чтобы изготовить такие канаты, пришлось модернизировать канатную машину, прокатный стан и гальваноагрегат. Отдельные узлы для реконструкции этих агрегатов и катанку для изготовления фасонной проволоки заказали на ЧМЗ. Всего выпустили 500 тонн канатов.
Литые перила — это еще одна отличительная особенность Октябрьского моста. Металлические ограждения для трехкилометрового парапета изготовили в 1978 году в фасонно-литейном цехе ЧМЗ (теперь входит в состав МЦ «ССМ-Тяжмаш»). Чтобы подчеркнуть индивидуальность и красоту конструкций, сделали эскизы с изображением вологодских кружев, а также гипсовые модели ограждений. Потом в композицию внесли и барельефы гербов 15 городов области.
Как сделать марку стали. Марки стали, которые будут применять для нового моста в Череповце, имеют широкий спектр применения: не только для мостов, но и для автомобильного производства и судостроения.
Например, марка стали 10ХСНД, согласно каталогу продукции компании «Северсталь», производится и для железнодорожного транспорта — изготавливают обшивки боковых и торцевых стен вагона и цистерны. Марка 15ХСНД используется для производства штрипсов — стальных полос для труб.
Марочный сортамент производимой на ЧерМК стали широк. Так, в конвертерном цехе выпускается свыше 1 000 марок стали, в электросталеплавильном — порядка 450.
— Для многих уникальных проектов создается своя уникальная сталь. Необязательно с нуля. Основой для новых марок могут стать ранее созданные, но с учетом новых технологий их производства. Разработкой новых марок стали занимаются в основном в дирекции по техническому развитию и качеству, но, конечно же, и производственники активно участвуют в этом процессе. Зная характеристики различных элементов (например, хрома, ванадия, никеля, кремния и других), люди в процессе производства могут легировать (обогащать, насыщать) ими металл, формируя потребительские свойства будущей стали. За счет добавления в расплав тех или других элементов (их металлурги называют ферросплавами) можно повысить прочность или пластичность стали, увеличить противодействие коррозии, обеспечить ее способность работать в экстремально низких или высоких температурах, — объяснила Ирина Догадина. — Свойства стали металлурги формируют не только при выплавке стали, но и в процессе прокатки: температура нагрева, скорость прокатки, режим обжатия — это и многое другое позволяет влиять на физико-механические свойства металла, создавать уникальные продукты.
Другие мосты
Конечно, череповецкие мосты — не единственные в России, где использованы мостовые марки «Северстали», а также арматура компании.
Например, 8 000 тонн мостовых сталей череповецкие металлурги поставили для строительства автомобильного моста через Кармышевскую набережную в Москве. Горячекатаные листы также произвели на стане 2800 ЧерМК.Те, кто приезжает в Санкт-Петербург, могут наблюдать, как преобразился город с введением скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр». Компания «Северсталь» в течение нескольких лет отгрузила для подрядчика, занимающегося строительством, 57 200 тонн арматуры и метизов. Качество было одобрено экспертами мирового уровня.
Различные продукты «Северстали» отправляли и на Дальний Восток — для сооружения моста на остров Русский во Владивостоке, а также в Санкт-Петербург — для ремонта Дворцового моста.
Пожалуй, один из самых известных проектов, изготовленных из череповецкой стали, — это Парящий мост в московском парке «Зарядье». Для него компания «Северсталь-метиз» поставила более 170 тонн стабилизированных арматурных прядей. Их использовали в качестве напрягаемой арматуры в предварительно напряженных железобетонных конструкциях. Это очень важный этап в возведении сооружения, подчеркивали специалисты.
Сталь в уникальных объектах
Разработка арматуры нового класса А600С АрмаНорма позволила «Северстали» принять участие в строительстве других уникальных объектов в стране. Ведь этот вид арматуры универсален, сочетает в себе повышенные прочностные характеристики, высокую пластичность и свариваемость, что позволяет применять ее для строительства различных типов сооружений в любых климатических условиях и при этом снижать металлоемкость проектов.
АрмаНорма использовалась для мостов, станций метро, транспортных тоннелей, пешеходных переходов, эстакад. Так, например, уникальную архитектуру небоскребов делового центра «Москва-Сити» в российской столице обеспечивает именно этот брендовый продукт «Северстали».
То же самое можно сказать и о строящемся сейчас в Санкт-Петербурге «Лахта Центре». Туда, к слову, поставили и другие виды продукции: например, в объем заказа, выполняемого «Северсталью» для этого объекта, вошли 1 200 стальных изделий из металлопроката ЧерМК толщиной 12 мм, обработанных на установке плазменной резки и листогибочном оборудовании «СМЦ-Колпино (входит в дивизион «Северсталь Российская сталь»).
По подсчетам специалистов, порядка 20 % жилья в России строится именно из череповецкой стали, а каждый седьмой метр — из упомянутой АрмаНормы.
Немало продукции «Северстали» ушло на сооружение объектов олимпийского Сочи, а также стадионов для чемпионата мира по футболу 2018 года.
Показателен в этом контексте стадион в Казани, который возводили к Универсиаде 2013 года. Листопрокатному цеху меткомбината в Колпине пришлось выпустить уникальный толстый лист, из которого на заводе в Челябинске изготовили трубы для несущих конструкций стадиона. Причем металлургам пришлось придумать, как достичь рекордной толщины листа в 45,8 мм. Ранее здесь выпускался лист до 38 мм.
Сталь для Арктики
В Центре металлургической промышленности хранятся образцы уникальных марок стали, таких, к примеру, как Х80 или К65.
— Технология производства этой стали разрабатывалась под уникальный шельфовый проект «Байдарацкая губа», который стал началом нового транспортного пути российского газа Ямал — Европа. В тендере на поставку участвовали несколько компаний, в том числе зарубежных, — поясняет Ирина Догадина. — На заключительном этапе тендера проводились испытания труб на разрыв — трубы из металла нашей компании показали лучший результат. Так, «Северсталь» стала единственным поставщиком штрипса для труб большого диаметра на Байдарацкую губу. К слову, за разработку и внедрение технологии производства труб нового поколения из стали высокой категории прочности Х80 (К65) представители «Северстали», «Газпрома» и научного центра «Прометей» (г. Санкт-Петербург) были удостоены премии правительства РФ в области науки за 2010 год. В последующие годы «Северсталь» освоила производство сталей еще более высоких классов прочности Х100 и Х120 для нефтегазового сектора России. Рядом с этим образцом стали находится макет самого северного в мире стационарного круглогодично действующего нефтеналивного Варандейского терминала (Варандей в переводе с ненецкого значит «край земли»). Объект включен в Книгу рекордов Гиннесса: причал построен в 22 км от берега в Баренцевом море, практически 250 дней в году он окружен льдом толщиной почти 2 метра, а температура вокруг опускается до минус 60 градусов! Но сооружение работает благодаря уникальным свойствам материалов, из которых изготовлено.
Еще один образец уникальной стали, в том числе для строительства судов, — биметалл. Два сплава с разными свойствами соединены в один. Из биметалла сделана ледовая защита ледокола «50 лет Победы», который совершает рейсы до Северного полюса!
Поставки горячекатаной стали «Северсталь» осуществляла и для строительства универсальных атомных ледоколов нового поколения — «Арктика» и «Урал». Корабли, спущенные на воду в 2016 и 2019 годах, способны разбивать льды толщиной в три метра!Интересный факт
Череповецкие металлурги приняли участие в реконструкции космодрома Байконур и строительстве космодрома Восточный: ведь изготовленную из специальных материалов ракету в космос не запустить без наземной инфраструктуры. К примеру, «Северсталь» поставила более 2 000 тонн конструкционного проката, из которого подрядчик строительства изготовил технологическое оборудование для первой и второй очереди стартового комплекса космодрома Восточный. С продукцией компании может соприкоснуться даже тот череповчанин, у кого нет времени на путешествия. Ведь каждый пятый холодильник, микроволновка, произведенные в стране, — из череповецкой стали.
Перспективы
Реконструкция улицы Максима Горького на участке от пересечения с улицей Данилова до реки Шексны будет вестись в рамках участия в федеральной программе «Русские берега». Работы закончат в 2021 году. В этом году зай-мутся продолжением благоустройства самой набережной. Кстати, устранят недоделки и на уже благоустроенных участках. Речь идет о зоне между Ягорбским мостом и Курсантским бульваром (здесь осталось доделать 2 % работ по благоустройству и установить локальные очистные сооружения), а также о береге около усадьбы Гальских (здесь нужно сделать 70 % работ). Причина, которая помешала выполнить все работы в 2019 году, — высокий уровень воды.
Алина Волкова, газета «Голос Череповца»