Мужчина, который удивил череповчан
Сергей Бирюков — один из самых известных моржей Череповца. Даже в самый лютый мороз он ныряет в прорубь и прогуливается по городу в одной майке, чем привлекает внимание удивленных горожан. И так уже тридцать третий год. Проработав 42 года машинистом тепловоза, Сергей Николаевич вышел на пенсию и теперь полностью посвящает все свое время зимнему плаванию, закаливанию и спорту. «Голос Череповца» пообщался с ним, поговорили о том, как раньше было развито моржевание в Череповце, чем полезно закаливание, а также узнали истории, достойные того, чтобы по ним снимали фильмы.
Сергей Николаевич, расскажите, с чего все началось.
Я всегда любил водные процедуры. А в какое-то лето, помню, погода стояла хорошая, я часто ходил купаться, потом наступила осень — на улице становилось все холоднее и холоднее, потихоньку вода начала покрываться льдом. И я спросил себя: «Интересно, сколько же я так смогу продержаться?» И одним утром температура резко упала до −20 градусов, река встала. Я вспомнил, что знакомые меня звали на лыжную базу, говорили, что у них там клуб моржей, есть прорубь. Прихожу и вижу среди купальщиков своего коллегу по работе, как оказалось, его тогда привели друзья. Думаю: чем я хуже его? Раз искупался — и затянуло.
Как моржевание отражается на здоровье? К врачам стали обращаться реже?
Я не обращаюсь к врачам совсем! Раньше, когда работал машинистом тепловоза, приходилось, конечно, стабильно каждый год проходить медицинскую комиссию, потому что в этой профессии требования как к космонавту. Но больничный я практически никогда не брал, за редким исключением, когда возникали чисто рабочие травмы. А когда перестал работать и формальная необходимость ходить в поликлинику отпала, к врачам дорогу забыл. Ведь если человек начинает заниматься моржеванием, то сразу перестает болеть, а тем более простудные заболевания всегда обходят его стороной. Раньше я курил, мог по две пачки за смену выкурить. Из-за моржевания бросил, и ни разу с тех пор даже желания не возникало. Кроме того, идешь с плохим настроением, мало ли что плохое приключилось, только искупаешься — все нехорошее вмиг смывается. И многие приходят как раз по этой причине. Я знаю ребят, которые стали заниматься этим после развода или других тяжелых событий, чтобы снять стресс.
Как люди реагируют, когда видят вас, идущего зимой по городу в одной майке и джинсах?
Все реагируют по-разному, но большинство положительно — улыбаются, здороваются. Ведь меня многие знают, я и на работу раньше много лет так ходил. От некоторых коллег можно было услышать фразы, что я «ерундой занимаюсь», хочу «просто выделиться и привлечь внимание». Но чаще всего от людей исходит позитив, а я и сам рад, что поднимаю им настроение.
Как проходят ваши ежедневные тренировки?
Просыпаюсь, делаю комплекс упражнений для спины. Прихожу на базу, купаюсь, потом немного тягаю гантели и занимаюсь на турнике. После этого прохожу кружок по городу. Иду по улице Сталеваров до улицы Ленина, дохожу до «Штыков» и по улице Бардина возвращаюсь домой. Дома занимаюсь с эспандером и на тренажерах. Обедаю и ложусь на дневной сон.
У вас есть дочь и сын. Они по вашим стопам не пошли, не стали моржами?
Нет. А я и не пытался их привлечь. Сами придут к этому, если захотят.
С какого возраста, на ваш взгляд, стоит приучать детей к моржеванию?
На личное усмотрение каждого. Многие приходят с грудными детьми, но я бы не решился своих детей в таком возрасте окунать. На мой взгляд, стоит начинать с 16 — 17 лет, когда организм уже сформировался, готов к нагрузкам.
Нынешняя теплая зима не испортила вам сезон?
Конечно, испортила! Я 33 года купаюсь, но такая история с погодой в первый раз. Ведь организм привык к нагрузкам, а купаться негде, прорубь появилась лишь в конце января. Единственное, что спасало: дойду в майке до спортивного городка, позанимаюсь, свою дозу холода получу — уже полегче. Зимы стали другие. Когда я начинал, стояли капитальные морозы, под 40 градусов. Даже в помещении вода замерзала. Да и купаться в мороз проще, чем в промозглую погоду.
С чего лучше начать свой путь в моржевание?
По моему мнению, нужно просто начать купаться летом и не прекращать вплоть до похолоданий, когда температура воды начнет снижаться. Кроме того, я считаю, что обтирание и контрастный душ не заменят проруби. Лучше просто прийти на прорубь. Как только в минус искупаешься, сразу поймешь, твое это или нет. Некоторые считают, что пришел в ночь Крещения, искупался и на целый год здоровый. Это не так. Если ты хочешь подходить к этому серьезно, нужно регулярно заниматься моржеванием.
Как вы считаете, у нас в городе моржевание достаточно развито?
Раньше у нас был большой дружный коллектив, вместе встречали праздники, приходили корреспонденты, купались с нами в проруби. У нас устраивались соревнования, в конце 80-х, когда я только начинал, в Шексне была сделана прорубь метров 25, проплывали ее на время. У нас была команда, курсировавшая по всему Союзу, и к нам из других городов приезжали. Тогда наш спортсмен Слава Склянин привез в Череповец титул «Самый сильный морж России». В общем, была бурная активность, посвящение в клуб было отдельной церемонией с собранием, вручением значка. А сейчас все уже ветераны, кого-то уже нет в живых, все как-то разрозненно стало. На мой взгляд, просто не хватает инициативных людей.
За долгие годы моржевания наверняка с вами приключалось множество интересных историй. Не поделитесь?
Историй было много. Вот например. Было это лет пять назад, осенью. В тот день стоял плотный туман. Пришел я на реку. Пока собирался, пробегающий мимо товарищ предупредил: «Сергей, ты осторожнее, смотри, какой сегодня сильный туман!» Но я ответил, что справлюсь, берег-то хорошо просматривается. Зашел в воду, поплавал в разные стороны. Дай, думаю, на спине еще поплаваю, тоже туда-сюда по несколько раз махнул. Потом останавливаюсь, поднимаю голову и не понимаю, где я: из-за тумана ничего не видно, даже очертаний собственной руки. Я то в одну, то в другую сторону, но не понимаю, где берег. Пробую ногами достать до дна — дна не чувствую. Думаю, пришло время звать на помощь. Кричу: «Есть кто живой? Скажите, где берег?» Какой-то мужчина откликнулся, но из-за тумана неясно, с какой стороны исходит звук. Он меня все зовет, но тщетно. Я боялся не того, что утону, а что под судно могу попасть, ведь я не понимал, на каком участке реки нахожусь. Вдруг на фарватере? В итоге вижу, на небе появляется луна, я сообразил, что если она на этой стороне, то мне — в другую. Так и выплыл. Признаться, испугался довольно сильно. Как потом выяснилось, я пробыл в реке три часа, что совсем не ощущалось, когда был в воде.Иван Крылов, газета «Голос Череповца»