Обязательный ЕГЭ по инязу. Что думают учителя и родители?
Идея введения Единого государственного экзамена по иностранному языку продиктована требованиями времени. В условиях глобализации экономики российские выпускники вузов теряют конкурентоспособность на рынке труда именно в силу слабого владения иностранным языком. Но станет ли обязательный ЕГЭ стимулом для школьников? Почему общественность едина во мнении, что введение ЕГЭ в 2022 году — мера преждевременная? Мнения выслушал «Голос Череповца».
Сдадут не все
На минувшей неделе директора и педагоги школ (в том числе сельских), методисты, представители родительского комитета и ученики обменялись мнениями о введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку, собравшись в общественной приемной партии «Единая Россия».
Начальник управления образования мэрии Череповца Лина Коробейникова объяснила, почему введение ЕГЭ по иностранному языку запланировано на 2022 год. Дело в том, что именно в 2022-м закончится первый цикл реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Необходимо будет изменение контрольно-измерительных материалов оценки успеваемости учеников. Планируется, что в 2022 году обязательный ЕГЭ по иностранному языку разделят на базовый и профильный. Профильный экзамен будет идентичен тому, какой сейчас сдают дети, выбравшие ЕГЭ по иностранному языку. На сегодня в череповецких школах только 10 % выпускников (в основном выпускники профильных классов с углубленным изучением языка) выбирают английский язык для сдачи экзамена, немецкий — вообще единицы.
— Результаты у этих 10 % школьников таковы: средний балл по Череповцу — 62,7 %, по области — 65,1 %. Если мы массово эту практику введем, у нас в первый год многие дети не сдадут экзамен и тем самым лишатся аттестата. Это потерянный год для поступления в вузы, — отметила Лина Коробейникова. — Нужно учитывать и кадровую ситуацию, которая с введением второго иностранного языка в школах является непростой. Например, сегодня мы не можем найти учителя иностранного языка в школу в Новых Углах и вынуждены вести этот предмет дистанционно. Выпускники вузов не идут в школы, потому что первые 2 — 3 года молодые учителя получают небольшую зарплату. А на предприятии специалисту с хорошим знанием иностранного языка предлагают иной уровень зарплаты. Поэтому, на мой взгляд, введение обязательного ЕГЭ в 2022 году — мера прежде-временная. На сегодня мы не готовы обеспечить стопроцентно успешную сдачу этого предмета школьниками.
Кто научит латыни?
«Всегда было так, что иностранный язык для сдачи экзамена выбирали только высокомотивированные ученики, которые имели склонность к изучению языка, — отметила методист по направлению «иностранная филология» городской методической службы Ирина Кириллова. — Эти дети целенаправленно готовятся к экзамену, выбирая пробный ОГЭ в 9-м классе, занимаются дополнительно с репетиторами. Обращаю ваше внимание на еще один важный аспект — обеспеченность техническими средствами. Для сдачи устной части экзамена необходимо специальное оборудование. Сегодня в Череповце есть несколько оборудованных пунктов. И даже в условиях, что экзамен по иностранному языку выбирают немногие, сам процесс в этих пунктах идет в несколько потоков. Представьте, какие очереди возникнут, если ЕГЭ станет обязательным!»
— Я также считаю введение обязательного экзамена по иностранному языку преждевременным, — поддержала коллег директор школы № 10 Анна Леоненко. — В профильных классах большинство детей выбирают для сдачи ЕГЭ четыре предмета, которые необходимы им для поступления в вузы. Еще один экзамен — это дополнительная нагрузка на детей.
— А почему вы считаете, что иностранный не понадобится? — вступила в дискуссию Людмила Гусева. — Мир настолько изменился, что если ты хочешь быть хорошим специалистом, то должен быть вовлечен в профессиональную среду, а это далеко не только Россия. Лучшие практики бизнеса черпают идеи во всем мире.
Поменять подходы
«Я против введения обязательного экзамена по иностранному языку — хоть в 9-м, хоть в 11-м классе. Либо сам экзамен должен выглядеть абсолютно по-другому, — поделилась своим мнением учитель иностранного языка Ирдоматской школы Татьяна Садкова. — В прошлом году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, иностранные болельщики отмечали, что русские не могут говорить на английском. На мой взгляд, учебный процесс изучения иностранного языка должен быть построен по-другому. Что мы делаем сейчас? Бесконечно нагружаем детей грамматикой, знанием лексических единиц, хотя по факту, чтобы свободно общаться на иностранном языке, достаточно иметь в багаже 1 000 — 1 500 слов. Мы должны учить детей разговаривать».— Именно! Необходимо изучать разговорные и повседневные темы, которые способствовали бы формированию активного словарного запаса, — согласилась Лина Коробейникова. — Боязнь экзамена не заставит детей свободно говорить на иностранном языке!
Посыл учителей о необходимости изменения подхода к изучению иностранного языка поддержали и родители.
— Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку вызывает огромные опасения у родителей, — сказала председатель городского родительского совета г. Череповца Людмила Миронова. — Многие уже сейчас задумываются о том, чтобы детям не идти в 10 — 11-й классы, поскольку ребенок не сможет сдать ЕГЭ по иностранному языку.— Если подытожить нашу общую позицию, то мы понимаем, что детям необходимо более качественное знание иностранных языков — это продиктовано требованиями современного мира. Но вводить обязательный экзамен можно только при обеспечении кадрами и усовершенствовании учебной базы, — резюмировала Людмила Гусева.
Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»