Разыскиваются родные череповчанки из группы «Мститель»
Никогда в Череповце не было пионерских отрядов имени нашей героини, в то время как именем череповецкого партизана Бориса Окинина названа улица в Северном районе. Нина Климова тоже была партизаном. Но о проявленном ею героизме, к сожалению, мало кто знает. Публикация газеты «Голос Череповца» — попытка восстановить справедливость, сохранить память о череповчанке, партизанке-подпольщице, бывшей учительнице, отдавшей свою молодую жизнь во имя Победы в Великой Отечественной войне.
Спортивная и музыкальная
О жительнице Череповца партизанке Нине Климовой мы узнали от секретаря совета череповецкой организации «Дети войны» Нелли Успенской на открытии партизанской поляны в музее «Парк Победы». Рассказывая юнармейцам, участвовавшим в церемонии, о череповецких партизанах, Нелли Николаевна упомянула фамилию Климова. Чуть позже она предоставила «Голосу…» биографию этой девушки, подготовленную по материалам книги «Фронтовики — учителя череповецких школ».
Нина Григорьевна Климова родилась в 1923 году в деревне Русино Чарозерского сельского поселения Кирилловского района Вологодской области. Она была старшим ребенком в многодетной семье (шесть детей). Отец — работник НКВД, мать — домохозяйка. Нина любила заниматься с детьми, беззаветно отдавалась общественной работе. С 1938 года училась в череповецкой средней школе № 2, с 8-го по 10-й класс. Имела хороший музыкальный слух, любила петь. Но главным увлечением Нины был спорт — лыжи, легкая атлетика. Она была дружна со всеми, и ее любили все, с кем она общалась.В 1939 году по направлению Череповецкого ГК ВЛКСМ она отправилась на курсы учителей физкультуры и старших пионервожатых в Вологду. Окончив их в 1941 году, вернулась в родной город и начала работать в школе № 3.
Девушка в шинели
В первые дни войны Нина несколько раз обращалась в горвоенкомат с просьбой послать на фронт. Но каждый раз приходилось выслушивать один и тот же ответ, что пока она нужна школе, требуются на войну только юноши да и возраст у нее неподходящий.24 сентября 1942 года Нина Климова снова написала письмо, но уже в Вологодский обком ВЛКСМ: «Прошу направить меня в школу комсомольских организаторов (спецшкола по подготовке партизанских диверсионных групп — прим. ред.). Порученную работу буду выполнять честно, не пожалею свою жизнь во имя защиты Родины от фашистских захватчиков».Получив положительный ответ, уволилась из школы и уехала в Вологду. «Провожали Нину на вокзале почему-то только мама, Анна Васильевна, и я, — вспоминала позже сестра нашей героини Тамара Григорьевна (на данный момент неизвестно, жив ли кто из родственников Нины Климовой, — прим. авт.) — Отец на брони, был в командировке. Шел легкий теплый дождь. Школа комсомольских организаторов не внушала тревогу».
16 ноября 1942 года, после окончания спецшколы № 1, Нину Климову направили в расположение Сталинградского штаба партизанского движения. Тогда же пришло в Череповец письмо с маленькой фотографией миловидной девушки в солдатской шинели и берете, на обратной стороне снимка ее почерком было написано: «Октябрь, 1942 год». Мать сначала не узнала свою старшую дочь. Нина писала: «Нашу группу направляют в распоряжение штаба партизанского движения». Только теперь в семье поняли, на какие курсы комсомольских организаторов уехала Нина…
Через линию фронта
В один из январских дней 1943 года в землянке партизанского соединения сидели три девушки и юноша. Это была партизанская группа: Климова, Шпилева, Степанова, Макаров. Молодых подпольщиков представили генералу. «Вот вам адреса верных друзей, встретят вас хорошо. Ищите связь с местными патриотами. Держите с нами связь, информируйте», — напутствовал он их. Для конспирации Макаров был переодет в женскую одежду, по документам значился Зоей Макаровой. А Нина Климова стала Анной Чистяковой, дочерью полицейского, которая пробирается в Ростов-на-Дону с целью найти родственников.
Так три девушки и юноша морозной ночью в кузове грузовика в сопровождении офицера двинулись в неизвестность. Машину кидало из стороны в сторону, снег и ветер мешали двигаться с заданной скоростью. Но вот впереди — орудийные выстрелы, пролетел снаряд высоко в небе, вспыхнула желтоватая зарница, и послышался взрыв. Еще не прибыв к месту назначения, при переходе через линию фронта, Нина Григорьевна вместе с подругой совершила героический подвиг. Под огнем противника девушки вынесли с поля боя 18 раненых бойцов и командиров с оружием…
Последняя весточкаВ Ростове их ждали. Была налажена связь с местными подпольщиками, скоро начались совместные действия с другой партизанской группой под названием «Трамвайщик».
Партизаны изучали расположение вражеских войск, штабов. Только за первые 19 дней они изготовили и расклеили в городе более 600 листовок. В одной из них говорилось: «Под мощными ударами Красной армии гитлеровцы бегут. На днях они потерпели еще одно крупное поражение от войск Южного фронта. Товарищи ростовчане! Скоро в наш город войдут советские войска — освободители. Смерть немецким оккупантам!» Проводилась разъяснительная работа среди жителей Ростова, население призывалось к сопротивлению немецким властям, к препятствию эвакуации из города, стремлению сохранить государственные учреждения, фабрики, заводы от разрушения.
Фронт приближался к Ростову. Был получен приказ взорвать железнодорожный мост на подступах к городу, было взорвано железнодорожное полотно между станциями Марцево и Морская. Город горел, взрывались немецкие штабы. Нина Климова писала в Череповец: «…только что вернулись из боевого похода. Командование нами довольно. Поговаривают, что я представлена к правительственной награде». И это была последняя весточка на родину…
Орден за бесстрашиеС освобождением Ростова-на-Дону деятельность партизанского подполья усиливается. Весной 1943 года через линию фронта перебрасывают по 4 — 5 человек из диверсионных групп. Группа «Мститель» останавливается на явочной квартире в Макеевке. В нее входят Шпилева, Климова, Макаров. Намечаются новые связи с подпольем Донбасса. Продолжается активная диверсионная работа. Получено задание установить наблюдение за проходящими воинскими эшелонами с живой силой и техникой в районе Макеевка — Чистяково, продолжить выпускать листовки с сообщениями Совинформбюро. Собраны сведения об оборонительных укреплениях врага на реке Миус, переданы в центр разведданные о вражеском аэродроме в районе Макеевки, о наличии крупного штаба в Донецке. По всем этим объектам были нанесены удары авиацией и артиллерией. Бесстрашно действовали партизаны. Нина Климова получила радостную весть: она и ее товарищи по подполью награждены орденами Отечественной войны II степени, всем им присвоены воинские звания.
Мучительная смертьТрагически закончилась жизнь членов группы «Мститель»: при выполнении боевого задания было арестовано 16 человек, их выдал радист-провокатор. Из четырех основателей группы были схвачены Макаров, Шпилева и Климова. Все они были брошены в полевую жандармейскую тюрьму, расположенную в бывшем детском саду. Всех подвергли жестоким истязаниям, выворачивали суставы, обрубали пальцы, морили голодом. Никто из них не выдал явки и адреса оставшихся на свободе подпольщиков. Мужественно держалась Нина Климова и ее товарищи. Связанных по двое проволокой, перед согнанными местными жителями, их поставили на краю вырытого рва в Филипповой балке, что на окраине города Чистяково (теперь Торез, Донецкая область), и всех расстреляли.Так закончила свою жизнь 19-летняя партизанка Нина Климова, комсомолка, выпускница череповецкой средней школы № 2, бывшая учительница и старшая пионервожатая средней школы № 3.
P. S. «Просим родственников Нины Климовой откликнуться, — говорит Нелли Успенская. — Обращаться можно в редакцию газеты «Голос Череповца» или в общественную организацию «Дети войны».
Диана Бушманова, газета «Голос Череповца»