Почему родители школьников платят репетиторам?

Источник: Голос
Педагоги рассказали «Голосу Череповца», из-за чего у многих современных детей возникают проблемы с грамотностью и как с этим можно бороться
Почему родители школьников платят репетиторам?

Зачастую родители и бабушки-дедушки, помогающие детям готовиться к урокам, жалуются на учебные программы. Взрослые не понимают, как школьникам объясняют материал, а дети путаются между домашними и школьными объяснениями. В таких случаях на помощь обычно призывают репетиторов.

Чтение чаще математикиГод от года увеличивается количество детей, обращающихся за дополнительной помощью в учебе. Некоторые стартуют аж с первого класса, а то и раньше. Елена Опояскина преподает в начальных классах, а также занимается репетиторством. Иногда к ней приводят ребят-детсадовцев для подготовки к школе. Что касается тех, кто уже учится, то обращения начинаются с первого класса. Чаще всего детей надо подтянуть по чтению либо вовсе научить читать.

— Нередко бывают проблемы с письмом. В школе очень мало времени отводится на начертание букв, некоторые ребята не успевают освоить письменные буквы и продолжают использовать печатные.

— А с математикой сложности бывают?

— Редко. С чтением — чаще, чем с математикой, но реже, чем с русским языком (с азбукой — так предмет называется в первом классе).

— В чем, на ваш взгляд, трудности, из-за которых приходится обращаться к репетиторам уже в первом классе? Я, например, нередко слышу от родителей жалобы на программы: «Мы просто не понимаем, как детям все объясняется в школе».

— Да, такая проблема есть. Когда я училась, была одна программа, ее называют традиционной. Она и сейчас есть, но по ней занимаются далеко не все. У нас в школе три параллельных первых класса, и по традиционной программе обучается только один; остальные занимаются по другой. В принципе, дети получают одинаковые знания, одинаковый результат обучения, просто формы, методы и средства  уроков отличаются.

— Если говорить в целом о начальной школе, с чем проблемы возникают чаще всего?

— С усвоением программы. Ребенок может не понимать какие-то определенные задачи из учебника. Я часто наблюдаю, как дети читают текст, но не понимают, что нужно сделать, какое арифметическое действие применить.

— Задачи так сформулированы или дети плохо вчитываются?

— Скорее второе. Дети сейчас вообще мало читают. Пусть они приходят в школу уже умеющими читать и техника чтения у них довольно-таки неплохая, но они не понимают смысла прочитанного, потому что, повторюсь, дети сейчас в целом перестали читать.

ЦепочкаМарина Дедюкова — преподаватель математики в колледже и репетитор с 13-летним стажем. Сейчас она занимается в основном с учениками 9 — 11-х классов, среди них есть те, кто ездит к ней два и даже три года. Марина Николаевна признается, что ей легче и удобнее работать с ребятами, которых надо, скажем, перетянуть с тройки на четверку или с двойки на тройку. Многие из них боятся, что вообще не сдадут экзамены, потому обращаются к репетитору для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ.

— Есть темы, на которых ученики чаще всего спотыкаются?

— Да, например, дроби. Их сейчас изучают с пятого класса, и если ребенок с самого начала что-то недопонял, проблема постепенно нарастает как снежный ком. Действия с дробями у многих западают. Приходится объяснять с самого начала. У кого-то все начинается даже не с дробей, а с того, что таблица умножения была в свое время выучена неважно. Я всегда говорю ребятам: «Математика — это как цепочка: если хоть одно звено выпадает, она уже не держится так, как должна». Поэтому к новой теме надо переходить только после того, как основательно освоил предыдущую. Могу привести несколько причин, по которым обращаются к репетитору: сложно складываются отношения с учителем; через год-два меняются учителя, что сказывается на успеваемости; ребенок учится в школе с определенным уклоном, где ему трудно усваивать имеющуюся программу.

Ошибки по невнимательностиВалентина Горбачева, репетитор по русскому языку и литературе и преподаватель в колледже, так говорит об основных сложностях у школьников:

— Первое — отсутствие знаний. Второе — то, что на ребят со всех сторон — и в школе, и дома — давят в плане ОГЭ и ЕГЭ («Вы ничего не сдадите!»). Обычно после начальной школы, в пятом классе, школьники как-то держатся, с шестого начинаются проблемы, потому что их в этом возрасте интересует не учеба, а совершенно другие вещи. В седьмом-восьмом классе проблемы становятся капитальными. А в девятом ребята обычно начинают очухиваться, потому что просто боятся экзаменов. Бывают объективно слабые дети; бывает, родители, что называется, перебдели. Сейчас к репетиторам нередко обращаются не только двоечники-троечники, но и хорошисты и даже отличники. Ко мне порой приходят очень умные дети, просто неуверенные в себе.

— А если говорить о тех, у кого впрямь проблемы со знаниями, то в чем эти проблемы проявляются на практике?

— Очень много ошибок по невнимательности. Очень. Пропускают первые буквы, не дописывают последние, пишут предлоги слитно с существительными. Отчего все это? Дети просто не читают. Ко мне приходил старшеклассник Ваня — как раз тот критический случай, когда прямо миллион ошибок на небольшой текст, и он их не видел. Он знал правила, но не применял на практике. Я стала Ване потихонечку подсовывать книжки. Начала с небольших, тех, которые обычно нравятся подросткам, — страшные истории, фантастика, Эдгар По, Рэй Брэдбери («И грянул гром»). Он заинтересовался, потом стал читать произведения покрупнее — «Портрет Дориана Грэя», например. Через три-четыре месяца начал сам просить книжки. Он буквально за полгода очень хорошо подтянулся по русскому языку.

— Часто ли у ребят возникают сложности именно из-за самих школьных программ, которые непонятны?

— Я с таким не сталкиваюсь. Зато сталкиваюсь со сложностями, которые возникают из-за преподавания и даже из-за уровня знаний преподавателей. Ко мне нередко приходят дети (причем из разных школ), которые рассказывают, что у них учитель проверяет домашние задания по ГДЗ («Готовые домашние задания» — прим. авт.) или что учитель не может держать дисциплину на уроке, постоянно орет.

Раньше (и не сказать, что очень уж давно) к репетиторам главным образом обращались перед экзаменами в 11-м классе или в исключительных случаях — когда все из рук вон плохо, у ребенка сплошные двойки и его надо хоть как-то доучить. Теперь к услугам репетиторов прибегают чуть ли не на каждом шагу.

— Мне кажется, сейчас репетиторство банально модно, во-первых. Во-вторых, у родителей нет времени. В-третьих (что меня, честно говоря, удивляет), родители постоянно говорят: «Я не могу справиться со своим ребенком, он меня не слушает».

Валентина также является заведующей учебным процессом в школе репетиторства, поэтому у нее мы спросили и о том, какие предметы наиболее востребованы в репетиторстве.

— Безусловно, математика и русский. Математика больше, потому что ее боятся. В выпускных классах по этим направлениям к репетиторам идут повально. Далее обществознание, особенно в 11-м классе, потому что его многие выбирают для ЕГЭ. Следующее по востребованности направление — иностранные языки.

Елена Бжания

Похожие новости

Популярное

Назад к выпуску

Лента новостей

Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда

ОПРОС

← 1 / 4 →

Ждете ли вы теплой весенней погоды?

47.20%
28.57%
12.42%
6.21%
5.59%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Алексей Плотников
начальник департамента здравоохранения области

"Военное поколение – особая каста медицинских работников.

За годы войны вологодские медики вернули в строй свыше 365 тысяч бойцов и командиров, что равняется 20 полноценным дивизиям.

Военно-санитарные поезда РЭП-95 вывезли в тыл около 1 миллиона раненных, а первым в рейс 26 июня 1941 года вышел военно-санитарный поезд 312, который стал образцовым лечебным учреждением. Он двинулся на фронт и преодолел в общей сложности 200 тысяч километров — пять кругосветных маршрутов, перевез более 25 тысяч раненых. Об этом поезде и его команде еще во время войны ходили удивительные рассказы. Госпиталь отличался особой заботой к больным. Здесь не только проводили операции, физиотерапевтические процедуры, оказывали психологическую помощь. В составе был оборудован вагон-баня, на крыше выращивалась зелень, а под вагонами перевозили кур и поросят.

Большинство работников поезда были женщины, выпускницы Вологодского медицинского колледжа. Неслучайно в 2017 году у стен образовательного учреждения на улице Герцена в Вологде был открыт монумент, посвященный подвигу легендарного «госпиталя на колесах». Памятная стела стала местом славы и гордости военного прошлого нашей Родины, областной столицы, вологжан.

С первых дней войны на территории Вологодской области расположились эвакогоспитали крупнейшего в вооруженных силах СССР распределительного эвакуационного пункта № 95. За время войны в 18 районах Вологодской области находилось около сотни госпиталей. Здесь за жизнь раненых бойцов боролись и согревали их душевным теплом врачи, медицинские сестры, санитарки".

13 Мая 2022

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

16 мая, понедельник
22:29:54
Коронавирус
190359 (+49) чел
USD 63.78
EUR 65.79
Погода
+3 (-1)