Как песня служить помогает
Михаил Попов живет и работает в селе имени Бабушкина, человек в этих местах известный и уважаемый — подполковник полиции, участковый в сельском поселении. А еще Михаила Николаевича знают за пределами района и как певца. Веселый, общительный человек, любит свой дом и детей, хорошую компанию.
Выбор
Моя встреча с Михаилом Поповым состоялась в селе им. Бабушкина, куда он приехал в качестве лауреата конкурса среди сотрудников УМВД области, который в апреле этого года проходил в Череповце.
— А я сегодня песню новую записал, — прямо с порога сообщил мне Михаил. — Было хорошее настроение.
Я услышал, как заиграла гармошка, да так звучно, что огляделся, но в комнате, кроме меня и Михаила, больше никого не было. Я и не заметил, как он поставил запись, где сначала играл он, а потом запела его мама. Песня в этой семье всегда была и помощником, и другом. И музыка, по признанию Михаила, сильно на него повлияла.
Вся жизнь Михаила Попова была связана с Бабушкинским районом, где он начал свою трудовую деятельность агрономом в колхозе «Рассвет». Тогда всем и работы хватало, и деньги хорошие платили, и Михаил был на хорошем счету. Но времена настали тяжелые, вдруг в один миг все куда-то делось, колхоз ликвидировали, и пришлось Михаилу выбирать, что же дальше делать. Предложили ему идти в милицию. Для молодого человека это было неожиданно и в то же время приятно. Служба в органах МВД — дело очень ответственное, почетное, да и отец к смене профессии отнесся с уважением... И вот уже двадцать два года Михаил Попов служит — теперь уже в полиции.
Сюжеты для сериала
За эти годы у участкового на памяти много и курьезных, и драматических историй, которые вполне могли бы стать сюжетами не для одного фильма. Он же, здешний Анискин, считает их обычными криминальными происшествиями. Конечно, я попросил его рассказать об этих случаях.
— Однажды, — вспоминает Михаил, — позвонила продавец из деревни Косяково. Что, мол, так и так, бандой ограблен магазин. Мы со следственной группой выезжаем на место происшествия и видим: да, окна побиты, все растащено, на полу стоят две недопитые бутылки вина. В общем, похоже, что действительно банда. Но откуда взялись такие «соколы», что их никто не мог заметить? Еще когда подъезжали в машине, видел, как в лесок кто-то прошмыгнул, но момент этот упустил, так как торопился на место преступления. Но тут подумал, что это зацепка. Тогда погода стояла осенняя, октябрь, раннее утро. Кому захочется в такую пору в лес идти? А еще я знал, что совсем недавно освободился один рецидивист — из этих мест, с народом общался мало, люди его не жаловали. А лет десять назад был почти такой же грабеж: все вынесли, а следов преступления не оставили. И когда вспомнил, что человечек какой-то промелькнул в лесу, мы — в машину и по горячим следам за ним... И ведь успели, обезвредили, это оказался тот самый «товарищ», о котором я думал. При нем мы нашли и деньги, и часть награбленного, но нас интересовало, куда делось все остальное. И тут задержанный делает нам заявление: пока стакан водки не нальем, говорить не будет. Мы его вроде к порядку призываем, а он стоит на своем: «Наливайте — скажу». Пришлось идти на его условия, налили, он передохнул и пошел показывать места, где остальное утаил. А заодно мы узнали, как он проник в магазин. Оказывается, сначала сунулся через трубу, не получилось, пошел через задний вход, опять неудача — замки крепкие. И только сломав замок на решетке и выдавив стекло, попал в магазин. Вот такой эпизод.
Еще как-то нам позвонил предприниматель и сказал, что в поселок приехали бандиты и хотят его чуть ли не убить. Нам тогда пришлось развернуть целую операцию по поимке заезжих хулиганов. Чтобы их задержать, а дорога в поселок была одна, нам пришлось залечь в снег и выжидать, когда проедут их машины. Задействовали местный лесовоз, который перекрыл дорогу. Представьте такую картину. Едет машина, в ней люди, по нашим данным, с оружием. Вдруг из снега появляются сотрудники милиции... Машины задерживают, всех на холодную землю, лицом в снег...
— А вообще у нас больше бытового хулиганства, — продолжает свой рассказ Михаил. — А это самое неприятное, когда в семье постоянно ругань. Виной же всему алкоголь.
Душу согреть и... исправить
При такой работе важен полноценный отдых. У моего героя это дом, общение с сыновьями и, когда есть свободная минута, огород. Там, на своем опытном участке, Михаил Попов прямо преображается, пробует вырастить новые культуры. И конечно же, всегда думает о новых песнях. В селе им. Бабушкина творчество Михаила Попова очень востребовано, ни один концерт не обходится без его гармони. Земляки с большой любовью поют вместе с Михаилом его песни о родном крае, забытых деревнях, спелой ржи и утренних рассветах. Да и самому ему, когда выступает — а приходится еще и много гастролировать, что руководство полиции одобряет, — нравится петь о родном крае.
— Для меня петь для земляков — это радость, — говорит мне Михаил. — Приезжаю к себе на участок, беседую с мужиками, где-то пожурю. И всегда слышу, как народ говорит: мол, негоже, ты вот везде выступаешь, славишь наши места, а мы шкодим. В следующий раз, глядишь, тише, словно понимают, что нельзя меня подводить, все же артист, для всех стараюсь.
Расспрашивая Михаила о том, как находит он песни, как складываются его отношения с коллегами, я понял, что и через искусство можно сделать так, чтобы люди становились добрее.
День на день не приходится, бывает и трудное дежурство, бывает, затягивается далеко за полночь. Придет Михаил домой, сядет на кухне, когда все уже домашние отдыхают, развернет меха тальянки и что-то тихо наиграет, душу согреет.