Охота на зайцев

как минимум 30 000 рублей в год теряет череповецкая автоколонна из-за безбилетного проезда пассажиров. Но лишь один заяц в этом году был оштрафован.

С началом осени количество пассажиров на общественном транспорте традиционно увеличивается. К тем, кто ежедневно едет из дома на работу и обратно, добавляются пенсионеры, вернувшиеся с дачной страды, школьники и студенты. На сентябрь в Череповце продано 7 763 льготных проездных билета по 900 рублей для пенсионеров. Школьники покупают проездные по 652 рубля, а студенты выкладывают 869 рублей. Но есть и те, кто предпочитает добираться до пункта назначения бесплатно. Такие любители халявы находятся ежедневно и не в единственном числе. И если бы каждый из выявленных зайцев заплатил штраф, то, по нашим подсчетам, бюджет за год пополнился бы почти на миллион рублей.

Воспитательные меры

Журналисты «Голоса...» приняли участие в поисках безбилетников на рейсовых автобусах. Мы отправились охотиться на зайцев вместе с контролерами автоколонны № 1456. А перед этим побеседовали с начальником службы кондукторов и контролеров этого предприятия Светланой Смирновой.

— Какие меры вы применяете к пассажирам, которые «забыли» купить билет?

— А какие меры можем применить? — удивляется Светлана Анатольевна. — Мы не имеем права брать штрафы за безбилетный проезд на городском транспорте. Поэтому применяем исключительно воспитательные меры: требуем от пассажира либо заплатить за проезд, либо выйти из автобуса на остановке.

— А если он отказывается покидать салон?

— Если отказывается, водитель стоит на остановке и ждет, пока этот гражданин усовестится и выйдет. Чаще всего эта мера действует, ведь остальные пассажиры, оплатившие проезд, начинают возмущаться. Но если пассажир пьян и рвется в бой — приходится вызывать наряд полиции. А на каждого рядового безбилетника полицейских не навызываешься. Вопрос о штрафах мы уже не раз поднимали, решаться он должен на уровне города. Транспортный отдел предлагает ловить безбилетников и приводить их на административную комиссию для составления протокола. Вы можете себе представить, что кто-то из пассажиров добровольно пойдет с нами оформлять этот протокол? Полиция этим заниматься не будет. А мы не можем насильно тащить человека в мэрию...

— Сколько в среднем у вас бывает безбилетников в день?

— Человек пять-шесть выявляем...

Конечно, невозможно каждый автобус проверить на всем пути его следования по маршруту, так что, скорее всего, это число в разы превышает указанные цифры. Но мы решили, оттолкнувшись от них, посчитать, какой ущерб несут транспортники из-за безбилетников.

Итак: 5 человек в день умножаем на 365 дней и на усредненную цену билета в 20 рублей. Получается, что, по самым скромным прикидкам, автоколонна теряет на безбилетниках 36 500 рублей.

Собачья работа

Несмотря на то что определенный процент граждан в нашей стране не может найти работу, кондукторов не хватает и очереди на занятие вакантных мест в транспортных организациях не стоят.

— На 280 водителей у нас всего 238 кондукторов. И контролеров не хватает, — продолжает разговор Светлана Смирнова. — Люди не идут на такую собачью работу. Зарплата небольшая, а нервы все истреплешь. Нередко приходится сталкиваться и с хамством, и с грубостью.

Пассажиры в свою очередь тоже бывают недовольны кондукторами: то у тех сдачи нет с крупной купюры, то отказываются выдавать льготный билет при отсутствии документа, удостоверяющего, что пассажир вступил в установленный по закону пенсионный возраст и что он проживает именно в Череповце или Череповецком районе. Обращаются в диспетчерскую и с жалобами на требования кондуктора оплатить провоз негабаритных предметов.

— Много ругаются из-за багажа, особенно пассажиры, которые садятся в автобусы у магазинов стройтоваров. Ведь по правилам перевозки нельзя провозить в автобусе предметы выше 180 см, но уж коли тебя запустил кондуктор в автобус с карнизами для окна, заплати за провоз этого багажа.

Кстати, за безбилетных пассажиров в конечном счете вынуждены платить кондукторы. С них снимают премии.

«Есть билет на балет...»

Наш рейд с контролерами Ларисой Абдукадыровой и Людмилой Макаровой начался с улицы Боршодской. Автобусов там идет много. Заходим вместе с контролерами на среднюю площадку «семерки». Четыре часа дня, и людей в автобусе еще немного. Контролеры сверяют у кондуктора номера билетного рулона и расходятся по салону — одна начинает проверку с головы автобуса, другая идет в хвост. Никаких нареканий, все добровольно протягивают билетики, контролеры, проверяя номера, надрывают их. За время поездки до следующей остановки все пассажиры проверены и с чистой совестью едут дальше, а мы выходим и ждем следующего автобуса.

На 12-м маршруте один гражданин, не обращая внимания на контролеров, продолжает разговор по мобильнику. Когда его осторожно трогают за рукав, просто отмахивается. И только закончив беседу, обращает милостивый взгляд на сотрудников автоколонны. Билет он купить не успел, но, недовольно пошарив по карманам, протянул сотенную бумажку кондуктору.

— Пассажиры с сотовыми телефонами — это просто беда, — рассказывают мне на остановке Людмила и Лариса. — Они забывают за разговорами заплатить за проезд или не помнят, куда положили билет, и начинают в поисках выворачивать карманы, шарить в сумках.

А если говорить о грубости пассажиров, то подчас простое замечание кондуктора или контролера, сделанное в вежливой форме, может вызвать резкую реакцию у пассажира.

— По правилам родители с детьми должны занимать наиболее безопасные места в передней части автобуса. Но нередко молодые мамы и папы с детками садятся на заднее сиденье, а там опасно сидеть, от резкого рывка автобуса ребенок может упасть, — поясняет Лариса Абдукадырова. — Как-то я предложила женщине с ребенком пересесть с заднего сиденья вперед, в более безопасное место, и в ответ услышала: «А вам какое дело, мой ребенок, что хочу, то с ним и делаю!»

На следующем автобусе зайцев нам тоже не попалось, но контролеры выявили-таки одно нарушение. Пенсионерка протянула Людмиле Макаровой билет и пенсионное удостоверение. Контролер заметила, что билет у пожилой женщины куплен не за 18 рублей, а за 22. Она подозвала кондуктора и предложила вернуть пассажирке 4 руб-ля. Никакого обмана не было, просто пассажирка не упомянула о льготном билете.

Найденное не пропадет

В общем, за час езды то в одном автобусе, то в другом нам зайца поймать не удалось. Что порадовало и нас, и контролеров. Люди в нашем городе в большинстве своем честные и сознательные. Совесть по-прежнему остается лучшим контролером. А на остановках в ожидании автобусов Людмила и Лариса рассказывали нам о том, что чаще всего люди забывают в салоне городского автобуса.

— Чего только не оставляют, — смеются контролеры. — Дети забывают портфели и спортивную форму, взрослые — мобильные телефоны, зонты, перчатки, сумки, кошельки. Кондукторы сдают все найденные вещи в диспетчерскую или в кассу автоколонны вместе с выручкой. Нередко находим документы.

— Как-то была у меня такая история: нашли в автобусе забытый дипломат, а там документы и новенький паспорт, — рассказывает Людмила. — Я тогда кондуктором работала. Из документов мы с напарницей выяснили, что человек трудится на крупном предприятии города. И мы по окончании смены поехали по адресу, указанному в паспорте, думаем, надо отвезти. Привозим, представляемся через запертую дверь, а оттуда нас отправляют трехэтажным матом по известному адресу: мол, здесь такой гражданин давно не живет... Пришлось на следующий день разыскивать его по всем телефонам, которые были указаны в документах. Нашли!

— А у другого нашего кондуктора кто-то из пассажиров оставил кошелек с 65 тысячами рублей. Хозяин денег нашелся, а кондуктору премию выписали, — добавляет Лариса.

Так что если вы что-то по рассеянности или второпях забыли в автобусе — звоните в диспетчерскую. Вполне возможно, что ваша пропажа уже нашлась.

Нет паспорта — нет протокола

Вопрос штрафования за безбилетный проезд в транспорте общего пользования на Вологодчине регулируется областным Законом «Об административных правонарушениях в Вологодской области». В статье 4.1 этого закона сказано, что безбилетный проезд в автомобильном или городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам в границах города влечет за собой наложение на гражданина, который не приобрел билета, административного штрафа в размере 500 рублей.

Так что теоретически штраф за безбилетный проезд существует. Тем не менее контролеры, которые проверяют наличие или отсутствие у пассажиров билетов, по сути, проверяют работу своих собственных сотрудников — кондукторов, потому что взимать штрафы им не позволено. Почему? На этот вопрос нам ответил заместитель заведующего отделом транспорта мэрии Виталий Кочмин:

— Дело в том, что контролеры не являются должностными лицами, а составлять протокол об административных нарушениях имеют право только должностные лица, в нашем случае это сотрудники отдела транспорта или административной комиссии. И мы это делаем во время рейдов. Рейды с определенной периодичностью проводятся совместно с контролерами транспортных предприятий. В случае обнаружения безбилетных пассажиров составляется протокол, который направляется в административную комиссию. Решением комиссии на данного пассажира накладывается штраф.

Таким образом, на месте «преступления» безбилетника никто не может оштрафовать. С протоколами тоже не все так просто.

— Тут присутствует некая правовая коллизия, — поясняет Анатолий Корюкин, заместитель начальника управления административных отношений мэрии Череповца. — Должностные лица имеют право составлять протокол в случае обнаружения пассажиров без проездных билетов, но только при наличии документов, удостоверяющих их личность. Если же таковые документы отсутствуют либо пассажир отказывается их предоставить, протокол можно составить только в присутствии сотрудников полиции, которые имеют право потребовать предъявить документы для установления личности.

В начале нынешнего года, по словам Анатолия Корюкина, был составлен один протокол за безбилетный проезд. Женщину, отказавшуюся платить, довезли до конечной остановки, где ее и проверяющих уже ожидали представители полиции. Но это только единичный случай.

Во многих регионах России проблему безбилетников решают автоматически в прямом смысле слова. В городском транспорте устанавливаются турникеты и продаются билеты в виде пластиковых карт, которые открывают доступ в салон через турникет. Либо пассажиры приобретают билеты у водителя и тоже проходят в салон через турникет. К сожалению, в нашем городе о таких мерах пока речи нет. Вот и уповают транспортники на добросовестность граждан.

Татьяна Васнецова