На сельхозпредприятии под Череповцом зарплату выдают огурцами

Дела в сельском хозяйстве Череповецкого района, как видно, идут вразрез с государственной политикой, нацеленной на продовольственное импортозамещение. Не далее как в прошлом номере мы писали о своей поездке в Коротово, которую совершили по жалобе местных жителей на действия руководства сельхозпредприятия, находящегося в предбанкротном состоянии. На этой неделе новый звонок: в тоншаловских теплицах люди работают за еду.
Из лидеров — в аутсайдеры
В приемной председателя овощеводческого кооператива в Тоншалово огромное количество грамот за победы в конкурсах от учреждений всех уровней. Датированы награды 2011, 2012, 2013 годами, а в 2014-м предприятие вдруг стало убыточным. Задержки зарплаты, долги энергетикам, и вот уже в январе над тоншаловскими теплицами введено внешнее наблюдение — началась процедура банкротства. Причиной такого положения дел, как и везде, стал отказ банков в перекредитовании.
Петлю на шее овощеводов затянули газовики, которые потребовали выплаты огромных сумм в осенне-зимний период, когда предприятие не только не зарабатывает, а становится крайне убыточным, вкладываясь в семена, удобрения и ресурсы, производя при этом минимум продукции. Такова специфика земледелия: даже в теплицах в нашем регионе зимой огурцы «не колосятся».
— С октября по февраль мы затрачиваем более 70 миллионов рублей, а уровень выручки не превышает 15 миллионов, — рассказывает председатель тоншаловского сельхозкооператива Евгений Попов.
Если раньше тепличному предприятию удавалось выходить из этой ситуации за счет краткосрочных кредитов, которые в теплый сезон без проблем отдавались, то иск энергетиков поставил крест на возможности взять в долг. А потому осень и зима для работников сельхозкооператива выдались в этом году крайне тяжелыми.
— На сегодняшний день задолженность перед работниками — 7 миллионов, перед энергетиками — около 50, — продолжает Евгений Степанович. — То есть это та сумма, которую мы не получили в кредит.
Луч света
Задолженность по зарплате начала копиться с октября, когда из-за финансовых трудностей труд в тоншаловских теплицах стали оплачивать не в полном объеме. Часть работников поспешила уволиться, штат сократился с 220 до 150 человек. С февраля, когда пошел первый урожай огурцов, ситуация начала выравниваться: в марте зарплаты уже получили в полном объеме, в апреле также работники получат все, что им причитается; 20 человек из ранее уволившихся уже вернулись. К лету руководство надеется укомплектовать штат до 200 сотрудников. Долги по зарплате также начали потихоньку возвращать, часть из них — продукцией.
— По трудовому законодательству разрешено до 30 % зарплаты выдавать натуральной оплатой, — говорит Евгений Попов. — У нас это и в коллективном договоре, и в уставе прописано. Желающих очень много получить сейчас зарплату огурцами и перепродать.
И все же наметившееся улучшение изменить ситуацию на предприятии в целом не сможет: запущенный механизм банкротства не позволит.
Неизвестный кукловод
Председатель считает, что, если бы не различные внешние силы, кооператив смог бы рассчитаться с долгами и вновь заработать как раньше, но, к сожалению, руки связаны.
— Если бы предприятию не мешали работать, мы бы и дальше жили, — уверен Евгений Попов. — У нас еще в прошлом году разработана программа «Овощное» — пути выхода из кризиса", где мы довели до областного руководства, что для нас любая процедура банкротства означает смерть. В том числе и введение внешнего наблюдения. С нами согласились все, но лишь на словах. И первое, что сделали, — загнали в процедуру банкротства. Да, перспектива есть, но кооператив как форма собственности уже не сохранится. Надежда только на инвестора, который или выкупит нас вместе с долгами, или будет стараться как можно сильнее обесценить стоимость предприятия и потом приобрести. Но это уже не инвестор. И еще все будет зависеть от того, как поведут себя кредиторы и газовики.
То есть сегодня судьба тоншаловских теплиц зависит не от того, насколько качественную продукцию в них выращивают и насколько грамотные специалисты по маркетингу работают на предприятии, а от желаний и интересов посторонних личностей. Захотят они продлить жизнь предприятию — череповчане будут продолжать питаться свежими огурцами и помидорами, выращенными недалеко от города, захотят наживы — производственный процесс будет остановлен.
Популярное
