Как провалились попытки «зеленых» активистов раскачать обстановку в Череповце
В середине 1990-х, когда на меткомбинате уже были реализованы многие мероприятия по оздоровлению водного бассейна, в Череповец нагрянула очередная экологическая организация из Нижнего Новгорода. В ее составе был ученый из Германии, который хотел дать лекцию о том, как правильно очищать воду.
— Тогда, — делится воспоминаниями бывший главный эколог «Северстали» Николай Архипов, — я предложил ему провести эксперимент. Мы сели в катер и отправились на остров Каргач в Рыбинском водохранилище — брать воду для пробы. И рыбки можно будет наловить на уху. Когда нас высадили на остров, ученый был в несколько испуганном состоянии: перед нами были песчаные дюны и столько мелкой рыбы!
Пока гость изумлялся наличием речной фауны прямо напротив комбината, Архипов вскипятил на примусе чайничек воды, зачерпнутой прямо из водоема. Попили чайку.
— Вызов мне сделаете в Германию? — поинтересовался тогда Николай Александрович у собеседника. — Теперь уже ваш черед угощать меня чаем или кофе на водичке из реки Рейн.
Но на встречный эксперимент гость почему-то не решился.
Николай Архипов уверен, что главным загрязнителем Верхней Волги является вовсе не Череповец, как это хотят представить, а Ярославская область. 600-тысячный Ярославль, даже если не учитывать работы нефтеперерабатывающего завода, сбрасывает в волжский бассейн коммунальные стоки напрямую, Рыбинск и Тутаев — тоже напрямую. В итоге доля загрязнения водоема у наших южных соседей в десять раз больше, чем на Вологодчине.
В прошлом году глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что по результатам отбора более двух тысяч проб воды и свыше 1,3 тысячи проб донных отложений специалисты составили антирейтинг регионов по загрязнению Волги. Туда попали предприятия и объекты на территории Ярославской, Ивановской, Саратовской, Астраханской, Московской, Нижегородской, Волгоградской, Ульяновской областей и Татарстана. Вологодчина упомянута не была.