Почему НКО называют третьим сектором?
Некоммерческая организация — это компания, основная деятельность которой направлена на достижение социально ориентированных целей.
Официально зарегистрированные НКО — это юридические лица, как и обычные компании. У них также есть устав и обязанность сдавать отчетность. Причем отчетности у них, пожалуй, больше, чем у представителей бизнеса. Но НКО создают не для заработка, а для решения общественно важных задач, например, для помощи бедным, многодетным и инвалидам, сохранения природы и развития культуры, спорта, защиты животных и пр.
Теперь о том, почему все-таки НКО называют третьим сектором экономики. Итак, нам уже понятно, что третий — это некоммерческий сектор. И если словосочетание «третий сектор» мы уже хотя бы однажды слышали, то выражения «первый» или «второй» сектор вряд ли нам попадались. Так что это за загадочные структуры? Первый сектор — государство. Второй сектор — бизнес. НКО предлагают своим благополучателям и клиентам услуги, предоставление которых является затруднительным как для коммерческого сектора (в силу неприбыльности), так и для государственного (в силу нехватки ресурсов и других причин).
Важно понимать, что НКО не заменяют государство, а дополняют его, помогают в решении социальных задач. Некоммерческие организации более мобильные, они видят конкретных людей и их проблемы. Там, где государство и госучреждения связаны процедурами, регламентами, гос. закупками и согласованиями, НКО могут быстро принимать решения и распределять ресурсы.
Ярким примером стало начало пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году. Когда все силы государства были брошены на то, чтобы наладить медицинскую помощь и функционирование предприятий в новых трудных условиях, общественники и представители некоммерческих организаций с первых дней включились в работу по оказанию адресной помощи людям: психологическая поддержка, доставка продуктов и лекарств, горячие линии, помощь медикам и т. д.
Рассказывает руководитель волонтерского центра «Время помогать», функционирующего во время пандемии, Алёна Цветкова-Елизарова: «Я уже много лет в общественной деятельности. Но для меня период работы в пандемию новой коронавирусной инфекции стал особенным. Очень много людей примкнули к волонтерскому и общественному движению, нашли новых друзей. Мы привлекли в команду волонтеров, готовых прийти на помощь 24/7. Это люди, которые были готовы, не смотря на опасный вирус, помогать находящимся на карантине и самоизоляции. А помощь необходима была везде: на горячей линии, в моногоспиталях, доставке продуктов и медикаментов людям, старше 65+, автоволонтерство и т. д. Тот период действительно очень ярко продемонстрировал важность деятельности общественников в решение актуальных, срочных, важных задач и вопросов»
Важно знать и понимать, что некоммерческие организации — это в первую очередь люди, которые не могут пройти мимо проблем и тратят свои силы, время и ресурсы на помощь другим.
Проект «Территория роста СОНКО» реализуется на средства субсидии Правительства Вологодской области