Вологодская монахиня с рок-хитом попала к Малахову
Путь Татьяны Васильевой (мирское имя) до Вассы (монашеское) был длинным и замысловатым, пишет газета «Голос Череповца». Наступил момент, когда на пике карьеры судья решила уйти из профессии.
«Волею судьбы я получила три образования. Первое — техник-геолог, это поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых. Некоторое время я работала по этой специальности, но поняла — это не мое призвание, — вспоминает вологжанка. — И поступила в Ленинградский государственный университет. Выбрала юридический факультет. Меня уже тогда интересовали философские вопросы. Я перечитала всех философов, труды которых были доступны в то время, а это была советская эпоха. Я бы поступила на философский, но, к сожалению, заочное отделение философского факультета в тот год ликвидировали, а на очном я учиться не могла по семейным обстоятельствам. Юриспруденция мне показалась наиболее близкой к философии. И началось мое юридическое поприще. Так сложилось, что из меня получился специалист в области гражданского права. Закончилась моя юридическая карьера, когда я занимала должность председателя Северного третейского суда и уже практически были оформлены документы на должность судьи Мурманского областного арбитражного суда».
И вот тут, на самом, можно сказать, пике карьеры, вместо того чтобы вступить в должность судьи, Татьяна забирает документы, чтобы встать на совершенно иной жизненный путь — она выбрала монашество.
«У судей, да и у многих, кто меня знал в Мурманске, это вызвало недоумение. А если точнее, то подумали, что я чокнулась, и от меня отвернулись практически все. Так я стала персоной нон грата, без большого дохода и уважения».
Но и православная среда не спешила принимать женщину.
«Меня ждали искусы послушания, непрерывный физический труд как в монастыре, так и в епархии, жизнь на подаяние… Как будто Бог испытывал, тот ли путь я выбрала. Впоследствии я стала пресс-секретарем Мурманской епархии, руководителем информационно-издательского отдела, но все это будет потом…. Уже став пенсионеркой, выучилась на психолога, чтобы помогать людям. Теперь занимаюсь волонтерством».
Как вспоминает Татьяна, путь в православие начался со знакомства в интернете с монахом Троице-Сергиевой лавры, который по роду послушания должен был пользоваться Всемирной сетью.
«У нас завязалась переписка, где я делилась философскими знаниями, а он — религиозными, — продолжает рассказ Татьяна. — Два раза я навещала его в лавре. Мы беседовали. И однажды он мне сказал: „Что ты ищешь? В православии все есть“. Для меня тогда православие было набором непонятных обрядов и бабушкиных правил в неблагоприятном смысле. И я решила отодвинуть свое мнение и углубиться в этот вопрос. И действительно оказалось, что в православии все есть, но не как в системе религиозных взглядов, таинств и обрядов, а как в процессе общения человека. Это больше религии, больше всего на свете, это — воссоединение человека и Бога, таинственное взаимопроникновение».
Евангелие говорит: «Ищите прежде же Царства Божия и правды Его, и все приложится вам». И это действительно так! Вот и обет молчания, который я приняла на полтора года, родился отсюда же — от поисков Царствия Божия, а все остальное прилагалось и прилагается до сих пор. Молчание — один из видов христианской аскетики, с помощью которого мне хотелось поскорее найти Царствие Божие.
Но настало время, когда обет молчания стал из полезного действия превращаться в опасный, нужно было его прекращать.
В период молчания Татьяна пожила на Псковщине, где, между прочим, выучилась в автошколе, купила «шестерку», на которой и добралась до Вологодчины — приехала в деревню Чарозеро Кирилловского района. Здесь местные жители считали ее немой.
«А однажды я прихожу в магазин и молвлю: „Дайте мне хлеба, пожалуйста“. Шок был и у продавщицы, и у меня. Мы обе впервые за долгое время слышали мой голос… У нее такой вид был ошарашенный! Я объяснила, что не немая».
— И у вас началась новая волна в жизни?
«Ко мне пришли чарозерские дети с предложением восстанавливать разрушенный храм. Я согласилась. Мы начали восстанавливать, и к этому процессу присоединились другие люди. Однажды меня пригласили на поминки, и там несколько женщин подали идею организовать в Чарозере хор. Так получилось, что не хор, а, скорее, ансамбль „Чарозерочка“ был организован, и я стала его руководителем. Пригодился опыт пения на клиросе в епархии. Репертуар был у нас широкий. От классических и народных произведений до современных песен и даже до рока».
— Как вы увлеклись роком?
«В религиозной православной среде в основном рок осуждают. Но я думаю, что это больше от незнания и предвзятости. Рок-музыканты в своем большинстве — это люди с обнаженной, чувствительной совестью, у них немало произведений о вере, в том числе православной. Я не считаю себя лучше их, даже наоборот. Например, Ольга Кормухина и ее супруг Алексей Белов замечательные рок-исполнители, искренние православные люди. Или Константин Кинчев да и многие другие. Песня Гарика Сукачева „Моя бабушка курит трубку“, которую я взяла в свой репертуар, она совсем не о том, что бабушка курит трубку и обожает огненный ром, она о нищей старости в нашей стране и о человеке, который и в этих обстоятельствах не теряет присутствия духа, у которого детская задорная душа, который до конца проживает полную жизнь. Думаю, поэтому эта песня так нравится многим людям».
Одним из главных событий лета для Татьяны Вассы стало участие в программе «Песни от всей души».
«На передачу „Песни от всей души“ к Андрею Николаевичу Малахову я попала по воле Божией, как, впрочем, и все, что происходит в моей жизни, происходит по воле Божией. Редактор Виктория прислала мне сообщение во „ВКонтакте“: „Татьяна, добрый день! Меня зовут Виктория, редактор программы ‚Привет, Андрей! ‘ и ‚Песни от всей души‘. Нас заинтересовало ваше творчество…“ Нужно сказать, что в редакции программы работают великие труженики, доброжелательные, терпеливые, которые вызвали у меня глубокое уважение и благодарность. Впечатления от сотрудничества остались самые теплые. Эти программы несут в мир свет, мир и надежду. Они раскрывают через песни, через общение самые искренние уголки человеческой души».
«А монахи… Они такие же люди, только, выражусь светским языком, специализирующиеся сугубо на духовной жизни, которую Христос рекомендовал не выставлять напоказ. Но не только у монахов, но и у каждого человека свои, я бы сказала, священные отношения с Богом, которые касаются только его самого и Бога. Даже у атеистов, которые пока не допускают Его бытие».
«Я благодарна многим людям, которые встретились в моей жизни, но особенно хочу поблагодарить митрополита Симона (Гетя), который сыграл и продолжает играть в моей судьбе огромную роль».
— На передаче вы произвели фурор, своей песней зарядили весь зал!
«Ну да, так было. Когда мне редакция предложила исполнить определенную песню, я отказалась. И попросила, чтобы я исполнила песню Гарика Сукачева. Весь зал подпевал! А уже когда народ посмотрел передачу, мне все звонили. А я что — улыбаясь, благодарила. Я же занимаюсь любимой работой — помогаю людям. Сейчас, когда дома переделаны все дела, еще активнее буду выступать, буду писать стихи и радоваться жизни».
Татьяна Васильева пишет книги, стихи, статьи, богословские и философские труды и является основоположницей, если так можно сказать, нового жанра — «козы». Так сама она назвала то, что однажды вышло из-под ее пера.
«Я писала поэму „Фея с топором. Просто Женщина и Коза“. Написала по главкам. С иронией. С философским подтекстом. И поняла, что передо мной сверхдлинный стих. Такой формы изложения нет ни у басни, ни у сказки, ни у притчи. Я поняла, что это новая форма», — вспоминает Татьяна.
У коз сразу появилось много поклонников. Несмотря на то, что у Вассы написано много крупных пьес, афоризмов, козы у современного читателя зачастую выходят на первое место — уж больно жизненные.