Череповецкий машинист развенчал популярные мифы о своей профессии
До 200 поездов каждый день проходят через станцию Череповец-1. Их отправление и прибытие по расписанию — главная задача сотен железнодорожников разных специальностей. Сегодня их профессиональный праздник, который отмечается в первое воскресенье августа. «Голос…» познакомился с удивительными людьми, которые уже много лет не представляют себе жизни без железной дороги, а коллег называют своей семьей.
Электрические и пневматические схемы для шести разных видов электровозов и для пяти видов тепловозов — вот лишь один пример того, что нужно знать машинисту-универсалу. И ничего не перепутать! Это по силам машинисту тепловоза второго класса эксплуатационного локомотивного депо Череповец Назару Стрельцову, обладателю и тепловозных, и электровозных прав.
«Наверное, вы привыкли видеть, что в локомотивной бригаде два человека: машинист и его помощник, — улыбается Назар. — Сейчас в практику входит работа в одно лицо. Это накладывает еще больше ответственности, но очень интересно. Считаю, что машинисту не обойтись без таких качеств, как ответственность, дисциплина, профессиональная любознательность и умение общаться с разными людьми. В праздник хочу пожелать коллегам здоровья, уверенности в завтрашнем дне, спокойствия в семье и новых свершений!»

Назар Стрельцов родился в Киргизии. В начале 1990-х семья переехала в Россию, в поселок Шексна. Отец перевелся в российскую милицию. Назар изначально тоже думал пойти либо по отцовским стопам, либо в армию. Не сложилось. Но совсем рядом был другой вариант с дисциплиной и погонами — дядя Назара работал машинистом. Молодой человек углубился в историю череповецкого депо, которое в 2025 году отметит свое 120-летие. Назара поразило, что предприятие, построенное в начале ХХ века, прошло все вехи развития железнодорожного транспорта России, от паровоза до электровоза.
«Поставил себе цель: буду работать в депо. И вот я здесь уже 15 лет! Иногородним очень помогают. Тогда была возможность сразу начать работать, обучаясь при депо. Но я решил, что нужно получить образование. Три года учился в профессиональном училище № 37 в Череповце на помощника машиниста. Теперь, когда оно стало колледжем, можно выучиться и сразу на машиниста, только учиться на год дольше. Я пришел в депо помощником машиниста в 2007 году, начал учебу в университете путей сообщения в Санкт-Петербурге. В 2008 году по семейным обстоятельствам взял академический отпуск, отслужил в армии. О железной дороге не забывал. В 2010-м вернулся и больше не уходил. Мне нравится, что железная дорога — это одна большая семья, со своими традициями и вызовами».
Грузовые поезда Назар Стрельцов водил в качестве и помощника машиниста, и машиниста, пассажирские — как помощник машиниста. Смена длится 12 часов, потом минимум шестичасовой перерыв. Машинист развенчал для нас популярный миф: оказывается, на длинное расстояние поезда ведет не одна локомотивная бригада, а несколько. Череповецкие машинисты ездят в разных направлениях, но только до станций Бабаево, Буй, Данилов, Коноша. Там меняются и локомотивы, и их бригады.
О первом опыте — рейсе в Коношу в качестве помощника машиниста в команде — Назар вспоминает часто и с теплотой. Как и о других поездках с наставниками, коих было немало — у каждого он многому научился. А контрольный рейс на должность машиниста грузового поезда стал настоящим испытанием: Назара отправили не с порожними вагонами, а с гружеными — он вел поезд весом 6000 тонн на электровозе до Бабаева. И справился!
«Мало кто задумывается, что машинист — это не просто „дергай ручку“, — говорит Назар. — Каждый поезд — это сюрприз. Первый десяток километров ты начинаешь ощущать поезд. Да, парк меняется, появляются новые электровозы с автоматическими системами контроля. Однако наш командно-инструкторский состав придерживается принципа: „Технологии есть, но, ребята, вы же все-таки машинисты!“ Поэтому пассажирские поезда в ручном режиме ведут примерно 60% времени, грузовые все еще водим сами. Нужно знать и определенные нюансы, пересаживаясь с электровоза на тепловоз и обратно. В этом, по сути, основная сложность».
С мечтой о работе машинистом пассажирского поезда пришлось попрощаться из-за семейных обстоятельств, но на этот раз приятных — родились доченьки-двойняшки. Назар не жалеет: уже пять лет он занимается маневровым движением на станции.
«В ручном режиме управляю маневровым тепловозом, который „раскидывает“ вагоны из прибывающих на станцию составов по разным путям, а затем формирую из них новые составы и отправляю к месту назначения. Например, из 60 вагонов грузового поезда часть должна уехать на городские предприятия, часть — в Кошту и так далее. Наверняка пассажиры видели, что справа от платформы есть пути, на которых стоят пассажирские вагоны. Их мы тоже расцепляем и соединяем. Хватает дел на целый день!»
Назар Стрельцов при такой серьезной работе еще и не представляет себя без добрых дел. Он председатель совета молодежи депо. Команда единомышленников организует благотворительные акции и мероприятия, помогает своим коллегам, ветеранам, а также детям в трудных жизненных ситуациях. На международном форуме «Мы вместе» Назар был награжден серебряным знаком волонтера. Машинист признался, что главное для него — возможность подарить как можно больше хороших эмоций другим людям.
Умение общаться с разными людьми в работе нужно не только машинистам, но и дежурным по станции. Одна из них — Ирина Шаньгина. Она уже почти 20 лет, что называется, вместе с железной дорогой. В 2004 году пришла дежурной на станцию Хемалда, а с 2011-го трудится в Череповце.

«Я родилась в Архангельской области. На дежурного по станции обучалась в Вологде — в профессиональном лицее № 7, два с половиной года. Еще до защиты диплома мне предложили работать в Хемалде. Сразу согласилась. И после учебы переехала в Череповец, откуда ближе добираться до рабочего места. Через несколько лет мне предложили попробовать себя на большой станции первого класса. Коллегам хочу пожелать терпения — у нас в профессии оно должно быть колоссальным; а также удачи и семейного благополучия», — поделилась Ирина Шаньгина.
Дежурные по станции занимаются приемом, пропуском и отправлением поездов: открывают входные светофоры, ведут переговоры с машинистами. Их голоса можно иногда услышать и на пассажирской платформе из громкоговорителя — приглашают локомотивные бригады на определенные пути, предупреждают о выполняемых маневровых работах.
«Мы на постоянной связи с машинистами и с ярославским диспетчером, который в целом контролирует весь процесс передвижения поездов, — поясняет Ирина Шаньгина. — Смена длится 12 часов. Работаем в связке с маневровым диспетчером и оператором, который заносит информацию о поездах в компьютерную систему. У каждого поезда свой номер, именно его вызывают по громкой связи, ведь за одну смену может проехать сразу несколько машинистов с одинаковыми фамилиями. На табло мы видим всю картину происходящего на станции».
Дежурная по станции хорошо помнит свою первую смену в Хемалде: первый поезд, который отправляла, был пассажирский, Москва — Череповец. А потом поезда шли один за другим. Через несколько часов стало плохо от напряжения, от количества поступающей информации…
Участок железной дороги между Вологдой и Череповцом — один из самых напряженных в стране, по нему проходит до ста пар поездов в сутки. Это значит, что через каждые 10 минут появляется поезд. Так что отдыхать на работе некогда! Бывает, что параллельно прибывает три поезда с одного направления и один с другого. А одновременно еще и маневровая работа проводится!
«Путейцы, механики, вагонники — все мы взаимодействуем друг с другом. Если какое-то подразделение неправильно отработало, значит плохо отработал весь узел, вся станция. Стараемся друг друга контролировать, вовремя подсказать, проявлять бдительность. Работа тяжелая, но работаем без нервов: у нас есть культура безопасности, которая строится на вежливом диалоге. Я всю жизнь прожила около железной дороги и никогда не думала, что там можно работать. Привела меня на нее случайность: не получилось поступить в педагогический. Но не было ни дня, чтобы я пожалела о своем выборе. Мне нравится движение, не могу без этого жить. Нравится, когда на загруженных путях постоянно параллельно происходят разные работы и я их координирую. Немногие, конечно, выдерживают такое напряжение. Но к этому просто нужно приноровиться».
Алина ВОЛКОВА
Популярное
