«Мужчине проще работать с подростками, можно быть построже»
31 мая инспекторы по делам несовершеннолетних отмечают свой профессиональный праздник. Так сложилось, что в этом подразделении преимущественно работают представительницы прекрасного пола. Инспекторы ПДН — мужчины в органах внутренних дел редкость. Так, в УМВД по г. Вологде их служит только двое. С одним из них — майором Сергеем Кахальниковым познакомился журналист сайта «35медиа».
Сергей Кахальников в органах правопорядка служит более 20 лет. Начинал как оперативник уголовного розыска, а потом за годы службы еще несколько раз переходил из УГРО в инспекцию по делам несовершеннолетних.
— Мужчины в нашем подразделении действительно наперечёт, — признает инспектор по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОП № 2 по г. Вологде Сергей Кахальников. — Но, на мой взгляд, мужчине проще работать с подростками, можно быть построже. А женщины по природе своей более сердобольны.
На учете у майора Сергея Кахальникова состоят 11 семей и 8 несовершеннолетних «подучётников».
— Самому младшему из моих «подучётников» 8 лет, он учится во втором классе. На учет был поставлен за нанесение побоев сверстнику в школе, — продолжает Сергей Николаевич. — Чаще всего несовершеннолетние попадают в поле зрения сотрудников полиции за драки в школе и на улице, нецензурную брань и кражи.
С каждым из юных нарушителей закона нужно найти общий язык. Как это удается нашему герою?
— Прежде всего, важно узнать причину, по которой подросток совершил преступление или правонарушение, и, исходя из этого строить с ним дальнейшую работу, — поясняет Сергей Кахальников. — Причины могут быть разные — плохая компания сверстников, сложные отношения в семье, проблемы в школе. Велико негативное влияние интернета, в котором подростки в свободном доступе могут найти абсолютно любую информацию.
— И по незнанию, из-за излишней доверчивости в силу юного возраста что-то натворить?
— А вот тут я бы с вами поспорил. По моей практике, только 20% несовершеннолетних совершают преступление по незнанию. В подавляющем большинстве юные нарушители закона умны и хитры. И еще очень подкованы — они громко заявляют о своих правах, часто грозятся, что будут жаловаться в прокуратуру. Поэтому, повторюсь, каждому нужен свой подход. Есть проблемы в семье — выхожу и беседую с родителями. Попал подросток под влияние в дурной компании — стараюсь вывести его из этого круга общения.
— Но если лишить подростка привычного общения, нужно что-то предложить взамен?
— Совершенно верно. Нами проводится большой комплекс профилактической работы. Мы вовлекаем несовершеннолетних в общественную, культурную и спортивную жизнь — это и мастер-классы, и тренировки, и походы в театры. С нами активно сотрудничают многие организации — от молодежного «Гор.Кома35» до «Боевого братства». Конечно, подросток не всегда скажем так, горит желанием посещать эти мероприятия. Но тут уже моя задача доходчиво объяснить ему перспективы, договориться, завлечь. На самом деле такая насыщенная и интересная альтернатива той жизни, что сейчас есть у несовершеннолетнего, куда выигрышнее. И подросток сам это понимает. Вся наша профилактика направлена на то, чтобы исправить поведение несовершеннолетнего. И по большому счету нам это удается — более 90% подростков после проделанной с ними работы мы снимаем с учёта. От наших совместных усилий во многом зависят судьбы конкретных детей, их будущее.
