Как мирные «буханки» становятся военными машинами
Объединение любителей внедорожных автомобилей «Вологда 4×4» появилось в областном центре еще в 2007 году. Это был своеобразный клуб по интересам, участниками которого стали жители разных уголков Вологодчины. Они организовывали совместные выезды («покатушки») и экспедиции, проводили региональные и федеральные соревнования по трофи-рейдам, занимались спортивным ориентированием на местности на внедорожных автомобилях.Все изменилось осенью 2022 года, когда в стране была объявлена частичная мобилизация.
— Повестки получили наши друзья, коллеги и родственники — джиперы из Вологды, Череповца. Они уехали на обучение в Кострому, — рассказывает редактору сайта «35 медиа» один из организаторов команды клуба вологжанин по имени Александр. — Мы поняли, что ребятам необходима дополнительная полноценная подготовка. Связались с членами ассоциации «Краповые береты» из Череповца, обратились к опытным страйкболистам и привлекали их в качестве инструкторов для подготовки наших бойцов.

Дальше — больше. Члены клуба «Вологда 4×4» находились на постоянной связи с мобилизованными товарищами, неоднократно выезжали к ним в учебный центр.
— Пришло понимание, что в реалиях 21 века сражения идут с использованием современной военной техники и оружия — квадрокоптеры, противодроновые ружья, тепловизоры, различные прицелы к оружию. Мы начали закупать это оборудование и поставляли его ребятам в Кострому, чтобы повысить боеготовность, «прокачать» их навыки и умения, — продолжает Александр.
Помощь бойцам потребовалась в дальнейшем и там, «за ленточкой».
— Мы сами выехали в зону СВО, чтобы понять, что прежде всего нужно ребятам и чем мы можем им в этом помочь. Например, мы увидели, что наши подразделения нуждаются в повышении уровня мобильности. Линия фронта растянута на много километров, связь держать по мобильным телефонам и даже по рациям практически невозможно, а машин объективно не хватает. И один из первых запросов, поступивший от наших бойцов, был на поставку внедорожной техники, которая сможет преодолеть распутицу на черноземье. Клуб у нас большой, много друзей, соратников. Мы кинули клич о помощи. Первым откликнулся один из наших джиперов. Он отдал свой старенький УАЗ, другой привез мотор к нему, и работа закипела, — говорит Александр.

«Вскоре у одного заядлого рыбака была приобретена вторая „буханка“, которую также нужно было приспособить к работе в боевых условиях. Требовались лебедки, внедорожные колеса, рывковые тросы — все это находили, закупали на собранные средства. За первый месяц сформировалась „Команда 4×4“, которая на системной основе взяла на себя координацию деятельности по поиску машин, дронов, тепловизоров, оптики — всего того, что поможет приблизить Победу. За месяц было собрано и доработано 8 внедорожных машин, в том числе пикап „Фольксваген Аморок“. Цель пикапа — не просто перевозить бойцов, а быть машиной огневой поддержки, на которую в Вологде сварили турель для крупнокалиберного пулемета „Утёс“. Параллельно искали броню для защиты экипажа пикапа. — Откликнулся бывший десантник, ныне — директор завода, который не просто подарил нам броню, но и силами заводчан помог забронировать пикап, — говорит Александр. — Также был приобретен инкассаторский броневик „Онега“, которому мы дали вторую жизнь, и теперь он выполняет военные задачи. Мы находили сервисы, которые помогали ремонтировать машины, за что их руководителям отдельное спасибо. 1 декабря 2022 года мы собрали первую колонну из восьми внедорожников и с машиной сопровождения выдвинулись к месту, где стоит наш вологодский полк. Транспорт передали, основательно потолковали с бойцами: какая еще помощь от джиперов нужна? Определили приоритетные направления — внедорожники, дроны-антидроны, тюнинг оружия, медицина. Работа идет все эти месяцы, всего на данный момент на фронт отправлено 32 единицы техники, на подходе тяжёлые грузовики, поэтому мы активно ищем бронелисты, которыми планируем защищать личный состав».

28 января 2023 в зоне СВО погиб командир разведроты вологодского полка Андрей Голубев (позывной «Нерв»). Он стоял у основания клуба «Вологда 4×4», был одним из активных участников проведения соревнований.
«Андрей был инициатором создания нового направления деятельности клуба в решении задач по „прокачиванию“ уровня наших мобилизованных земляков, — говорит Александр. — Его гибель сплотила нас еще больше, мы стали активнее развиваться, чтобы привлекать больше друзей клуба, которые готовы помочь. К примеру, кто–то хочет отправить машину для мобилизованного сына, отдает нам ее. Мы обращаемся к друзьям в автосервисах, которые проводят технические работы. Какие-то запчасти покупаем мы сами, а в сервисе ее ремонтируют бесплатно, в других случаях сервис полностью берет на себя расходы».В колонне, которая в четвёртый раз была отправлена в зону СВО в конце марта, есть несколько интересных экземпляров.

«Это два пикапа „УАЗ Патриот“, которые специально готовились как машины огневой поддержки. Они оснащены турелями, которые позволяют вести огонь на 360 градусов из автоматического гранатомета и крупнокалиберного пулемета, — объясняет Александр. — Одна крупная организация передала „Садко“ — это грузовик на базе „Шишиги“, в кузов которого мы внедрили станок пулемётно-зенитной установки. А во время нахождения в пункте дислокации наших земляков в течение недели джиперы сварили прямо на месте бронированную защиту машины. Вообще, у нас каждая машина, которую мы готовим, имеет свое имя. Чаще всего мы работаем с УАЗами — „буханками“, они универсальны тем, что на них просто найти запчасти. Мы стараемся, чтобы все машины были взаимозаменяемы в плане запчастей, ищем внедорожные колеса одной марки, чтобы, если прокололось в пути одно колесо, можно было оперативно снять его с другой машины. Нам активно помогают действующие сотрудники и ветераны правоохранительных служб. Так, одну из „буханок“ передал ветеран ФСБ, она совсем новенькая, всего 7000 км пробега. Машины поступают нам из Череповца, Великого Устюга, Кадуя, Шексны, Кич-Городка, Устюжны, Грязовца. Все машины мы перекрашиваем, ведь они не должны быть легкой видимой мишенью для дронов, которые активно использует противник. Недавно мы работали с квадроциклом, его нам передали из Великого Устюга. На фронте он необходим для перевозки операторов дронов. Это опасная профессия — место взлета дрона часто пеленгуется противником, и в этом случае оператору необходимо быстро покинуть точку. Мобильно можно это сделать на квадроцикле, сзади которого установили специальную турель для пулемета».

«Сегодня клуб „Вологда 4×4“ — это не только джиперы, а это большая команда друзей, которая представлена самыми разными людьми. Это и руководители сервисов, и представители органов власти, простые рабочие и врачи, волонтёрские организации региона, и в целом те, кто неравнодушен к судьбе наших мобилизованных земляков. Отдельно хочется отметить детские рисунки. Мы своими глазами видели, как трепетно бойцы относятся к детским письмам и рисункам — это весточка как тепло родного дома. Мы же решили сосредоточиться на специализированной помощи. Взяли на вооружение опыт дедов и прадедов. В Великую Отечественную войну в 1942 году жители Вологодской области собрали для нужд фронта целую танковую колонну. Нам есть на кого равняться. Делать нашу армию сильнее — так мы определяем свою задачу сейчас. И очень благодарны всем, кто помогает нам», — подытожил Александр.
Марина Алексеева,
ma.alekseeva@35media.ru
Похожие новости

Вологжане, которые везли гуманитарный груз, попали под ракетный обстрел в ДНР
