«Живем как на острове. Сидим, будто в западне»
8 апреля в Великом Устюге начался ледоход. По информации, прозвучавшей 10 апреля на оперативном совещании в Правительстве области, несколько территорий Великоустюгского округа оказались подтоплены в выходные — деревни Сулинская, Рогозинино, Дымково, Кузино, Маринино. Полностью отрезанными водой от цивилизации (по данным на 10 апреля) были деревни Сулинская, Рогозинино Коромыслово.
С жительницей деревни Рогозинино Анной Швецовой связался журналист сайта «35медиа», чтобы узнать, как обстоят дела у «островитян».
— Пока все спокойно, вода пребывает, но медленно. Сейчас она заливает огороды, подошла к некоторым домам. Из-за того, что дорога подтоплена, мы третий день не можем выбраться в город. От нас до Великого Устюга — 2,5 километра, — рассказывает Анна Швецова. — Живем как на острове. Сидим, будто в западне. Дети переведены на дистант. У нас несколько деревень в округе, много детей. В Юдино, например, выделяли участки многодетным семьям, там тоже живет молодежь. Мы с 2010 года просим ремонт дороги до нашей деревни, ее нужно поднять, тогда бы ее не затопляло, и мы не были бы отрезаны от большого мира. Хорошо, что у многих местных жителей есть лодки, сейчас передвигаемся уже на них. Понятно, что кому-то нужно в город на работу, созваниваемся с начальником нашего территориального отдела. Нам присылают «ЗИЛ» — только такая большая машина и может проехать сейчас. Взрослым надо на работу, а с кем оставить детей дома? Уезжаешь, а сердце болит, кругом вода, а дети есть дети… Ситуация опасная.
Взрывные работы в Великом Устюге начались поздно вечером 9 апреля. На следующий день, рассказывает Анна, они успели выехать в город и закупить необходимый запас продуктов.
«Понятно, что надолго не запасешься. Вчера вот заказывали привезти хлеба тем, кто смог до города добраться», — говорит Анна.
«У вас еще на удивление хорошая мобильная связь, что редкость для многих деревень», — говорю я собеседнице.
— Да, у нас брошена оптико-волоконная линия, связь действительно хорошая. У нас современная деревня. Опять же, повторюсь, есть дети. В нашей деревне, к примеру, 15 домов и 11 детей, в соседней (между нами меньше ста метров) — 8 детей. Мы по «народному бюджету» площадку детскую недавно установили, — с гордостью рассказывает Анна Швецова.
Не могли мы не вспомнить в разговоре серьезное наводнение, которое случилось в Великом Устюге в 2016 году.
— У нас дом — самый высокий, вода с улицы до нас не добралась, но не выдержали подземного напора скважины. Последнюю ночь, когда уже отключили электричество, мы с мужем ночевали на чердаке. Детей заранее вывезли к бабушке. Вот тогда было страшно очень. Нас в деревне оставалось 13 человек, — вспоминает Анна. — У многих людей вода в доме была. Помню, мы тогда на лодках в город добирались — прямо по затопленным огородам. Всю жизнь тут живешь, знаешь, у кого где грядка или доска лежишь — аккуратно объезжали эти места. Вообще каждое подтопление — это расходы, подмывает дома, бани, фундамент. В 2016 году это признали страховым случаем, нам выплатили 42 тысячи рублей. В этом году никаких выплат не будет. Если понадобится — придется приводить в порядок фундамент за свой счет. Все это дорого и тяжело — пока дома еще подсохнут…
Наш разговор с Анной Швецовой состоялся днем 11 апреля. Тем же вечером стало известно, что вода начала отступать с подтопленных территорий Юдинского территориального отдела. По дорогам к деревням Рогозинино и Сулинская уже можно проехать на легковом автомобиле. А это значит, что местные «островитяне» снова получили связь с большой землёй.