Чем привлек череповецкого живописца Василия Верещагина Ростов Великий?
Участвовал в становлении Ростовского кремля, прославлял в своих картинах местную архитектуру и городские улицы, писал очерки о жителях. Чем привлек череповецкого живописца Василия Верещагина Ростов Великий? Подробности — в сюжете «Канала 12».
В Ростове Великом Василий Васильевич любил не только белокаменные стены кремля. Этот город контрастов на берегу озера Неро пленил художника своими тихими узкими улочками. На одной из них, на Калмыцкой, художник жил два месяца в свой зимний приезд 1887 года. Сейчас это улица Некрасова. Останавливался Верещагин в двухэтажном каменном доме.
Елена Ким, искусствовед, (Ростов Великий): «Остановился в комнатке на втором этаже вместе со своей супругой. Причем Владимир Ильич Сизов, когда писал рекомендательное письмо Шлякову, предупредил, что ни в коем случае не надо Верещагину предлагать останавливаться у себя, или у кого из других представителей московского музея, которые располагали достаточно просторными каменными особняками. Он никогда не пойдет ни к кому жить, он только за свои деньги хочет где-то устроиться, чтобы быть абсолютно самостоятельным».
Сейчас это обычный жилой дом. О том, что когда-то здесь творил великий русский художник, его жители знают навряд ли. А между тем Верещагин особенно полюбил эту улицу Калмыцкую и дом, где останавливался на столь продолжительное время. Поэтому посвятил улице одну из своих известных работ.
Елена Ким, искусствовед, (Ростов Великий): «Улица в Ростове при закате солнца зимой. Та самая картина, которая экспонировалась на его персональной выставке в Париже в апреле — мае 1988 года, и затем в турне по городам США. И там же в Нью-Йорке эта картина была продана и, к сожалению, в Россию уже не вернулась».
Долгое время местные искусствоведы не могли с точностью установить, какая именно улица изображена на этой картине. В Ростове Великом все улицы достаточно похожи одна на другую — почти каждая обращена к главному Успенскому пятиглавому собору, купола которого отражены на этой работе Верещагина. Именно купола на картине послужили ориентиром для опытнейшего искусствоведа Елены Ким.
Елена Ким, искусствовед, (Ростов Великий): «Но когда я взяла эту картинку и прошлась по этой улице Некрасовской в январе–феврале и посмотрела на то, как сориентирован на местности собор, где расположено солнце, то у меня уже никаких сомнений не оставалось».
Сейчас, спустя почти 140 лет, с обновленными домами и при буйстве летней зелени выглядит улица несколько иначе, но по-прежнему также уютно и солнечно. Вообще Ростов Великий — для художников настоящая находка. Здесь мощь и величие древних храмов и крепостей соседствует с почти деревенской простотой улиц и теплой красотой природы. Особенно в закатные часы после знойного летнего дня. Написать такой Ростов Великий приезжают мастера кисти из разных уголков страны. Группа юных художников специально выбралась на пленэр из Москвы.
Татьяна Вишневская, преподаватель, Москва: «Красивый город, сюда многие ездят писать. Мы здесь первый день».
Екатерина Васильева, ученица художественной школы, Москва: «Он, наверное, является примером того, как можно детализировано прорисовать, творчество мне, наверное, его не очень близко, потому что я не баталист. Но в его работах, несмотря на то, что он рисовал войну, он наоборот показывал, что война — это не самое лучшее в мире. При том, что нарисованы работы очень хорошо».
Василий Верещагин объединяет своим творчеством множество живописцев нашей страны. И уже состоявшихся, и еще только начинающих. Получается, что этот удивительный старинный русский городок на берегу озера Неро Василий Васильевич посещал не случайно. Такую самобытную красоту с историей в 1160 лет не полюбить невозможно.