Верещагин сохранил для потомков память о храмах в Белозерске
Город церквей и чистого Белого озера, так сегодня говорят о Белозерске. В древнейшем городке вологодской глубинки до 1930-х годов насчитывалось 17 храмов. Каждый был по-своему уникален своей архитектурой и историей. Некоторые сохранились и до наших дней. Подробности — в сюжете «Канала 12».
Чтобы увидеть, каким был Белозерск больше века назад, нужно отправиться в местный краеведческий музей. В одном из залов посетителей ждут те самые 17 храмов. Большинство из них безвозвратно утрачены. Но, благодаря усилиям неравнодушных музейщиков, прикоснуться к истории все же возможно.
Татьяна Богомолова, главный хранитель фондом Белозерского историко-краеведческого музея: «Эти макеты были изготовлены несколько лет назад сотрудниками музея под руководством Михаила Ивановича Верещагина. Он тогда работал заведующим отделом истории и, очень увлеченный человек, сумел воплотить идею музейщиков и многих жителей города Белозерска воплотить в жизнь о том, чтобы эти храмы, особенно те храмы, которые не сохранились, чтобы их видеть не только на снимках, на картинках, а их можно было увидеть в объеме».
Все детали выполнены с поразительной исторической точностью. Соблюдены пропорции и цветовая гамма каждого храма. Хотя восстанавливать их пришлось в основном по старым фотографиям.
Татьяна Богомолова, главный хранитель фондом Белозерского историко-краеведческого музея: «У некоторых храмов, как, к примеру, у церкви Василия Великого, у этого храма было очень много снимков. И с разных ракурсов, и разного периода — конца 19, 20, 30 и потом уже 1940-е годы, когда он был уже перестроен. А у других храмов были буквально один-два снимка — всё. Такие сложности были, использовались фото и почтовые карточки из фондов музея и еще использовались фото Прокудина Горского. Очень известный фотограф».
Он побывал в городе на берегу Белого озера в 1909 году и практически спас историческую память этого места. Его фото — последнее, что осталось белозерам от былого архитектурного величия. До наших дней в узнаваемом виде сохранились лишь 4 церкви из 17.
Храм Успения — древнейшее каменное здание Белозерска. Оно было построено еще в 15 веке, на самой возвышенной точке города, вне Белозерского кремля. История этой церкви очень многогранна и удивительна. В 1613 году храм подвергся нападению поляков. Здесь содержали лошадей, разводили огонь. Как свидетельство о том непростом времени — на Тихвинской иконе Божией Матери до сих пор сохранился едва различимый след от конской подковы. Вообще иконостас этой церкви содержит в себе более 60 икон в барочном стиле, они просто поражают своими масштабами и цветовой гаммой.
Храм действует и сейчас. Службы в нем проходят только летом — в здании нет отопления. Поэтому даже в знойный солнечный день внутри царит приятная прохлада. Строили церковь роствоские зодчие. В северо-западном углу в стене есть внутренняя лестница, ведущая в крохотное помещение почти под самыми сводами храма. Историки называют эту каморку «кельей столпника». Сейчас вход туда закрыт. Но и без этого в церкви есть чем восхититься. Чего стоят одни только причудливые объемные фигуры ангелов над царскими вратами, а главное чудо — этот уникальный храм сохранился до наших дней. История других церквей Белозерска более печальна.
Татьяна Богомолова, главный хранитель фондом Белозерского историко-краеведческого музея: «Типичная история для всех храмов нашей страны. То есть где-то примерно в 30 годах их стали использовать под самые разные нужды. Конкретно в нашем городе где-то были склады, мастерские, цеха. Самое разное производство. Церковь Покровская, в ней была котовальная. В ней делали валенки. Т е представляете, это большое использование и пара, и тепла, ну и конечно там еще кислота использовалась».
В итоге от церкви практически ничего не осталось. Но есть храмы, которым повезло чуть больше. Надежда на возрождение появилась у большого величественного храма Иоанна Предтечи. Священник из Москвы взялся за реставрацию этого уникального объекта культурного наследия, которое проектировал известный русский зодчий Баженов. Сейчас в церкви уже провели электричество. Первые шаги к воссозданию давно утраченной истории сделаны.