Верещагин сохранил воспоминания о древнем деревянном храме в небольшом селе на реке Ишне в своем очерке «Русская деревня»
Восхищался уникальной архитектурой и собирал истории местных жителей для своих картин и очерков. Всемирно известный художник-баталист Василий Верещагин неожиданно горячо любил древний деревянный храм в небольшом селе на реке Ишне. В Ярославскую область, Василий Васильевич приезжал неоднократно. Подробности — в сюжете «Канала 12».
С тех событий, изображенных на картине Василия Васильевича прошло практически 140 лет. Верещагин приезжал в удивительную церковь на Ишне летом. Стояла такая же прекрасная погода, из окон падал яркий солнечный свет. Жители села Богослов пришли на утреннюю литургию и навсегда остались в истории. Первое, что ощущаешь внутри церкви — совершенно особый запах: дерева, сладости, старины. И поразительную тишину. Службы там уже давно не идут.
Василий Васильевич застал этот храм, построенный еще в середине 17 века, в полном убранстве. О нем, а больше — о его прихожанах, Верещагин сохранил воспоминания в своем очерке «Русская деревня». Галерею Василий Васильевич отразил в одной из своих работ.
Елена Ким, искуссвовед: «Первый раз Верещагин приехал в Ишненскую церковь зимой 88 года. Здесь им было написано несколько картин, которые вскоре были отправлены на выставку в Париж. Первая картина называлась „Вход в церковь“ и изображала она как раз стрельчатый формы портал, ведущий непосредственно с паперти в храм. Затем он изобразил царские врата».
Сейчас на месте тех оригинальных царских врат установлена копия 19 века. Выполнена она на редкость искусной рукой — точность поразительная. Верещагин дважды в своих работах уделил внимание иконостасу церкви и вратам. И даже использовал убранство храма на Ишне для написания исторической картины «На этапе. Дурные вести из Франции». Здесь убегающий из страны Наполеон сидит как раз в интерьерах Богословской церкви. Конечно, на самом деле такого этот уютный храм не видел.
Елена Ким, искуссвовед: «Верещагин еще дважды приезжал в этот храм, весной 89 года. Известно, что тогда май был очень холодным и Верещагину не удалось поработать как следует, потому что даже вода замерзала в храме. Вот такая была погода тяжелая для творчества. И последний раз он был здесь летом 1891 года. Это как раз то самое время, когда он начинал работать над своей эпохальной серией, посвященной войне 1812 года».
Тем не менее, Верещагин нашел время, чтобы побывать в любимом храме на Ишне. Что еще раз подчеркивает ценность этого места для великого художника, отмечают искусствоведы. Но как вышло, что убежденный атеист с таким трепетом относился к религиозным объектам?
Елена Ким, искуссвовед: «Убранство церквей древнерусских его интересовало прежде всего с художественной точки зрения, и с точки зрения выражения духовной жизни народа. Не случайно у него в интерьерах запечатлены не только произведения искусства церковного, но и непременно его интерьеры населены прихожанами, это простые русские люди, которых он всегда очень внимательно изучал. Он вел с ними беседы, записывал их рассказы».
И может потому ростовцы до сих пор с трепетом помнят об этом удивительном человеке. Особенно местные художники.
Евгений Леонов, художник, Ростов Великий: «Верещагин, конечно, значимая фигура не только для ростовских художников, а вообще для всей России. Является примером, и вся жизнь его такова, что предана творчеству, он был морским офицером».
Церковь на Ишне — по-прежнему источник вдохновения живописцев. Евгений Викторович, к примеру, особенно любит писать ее зимой. Сейчас храм на Ишне хотят реставрировать. Для посещения туристов он закрыт. Но люди по-прежнему приезжают сюда из разных городов и регионов. Чтобы своими глазами увидеть это чудо архитектуры на берегу почти обмелевшей теперь реки Ишня.