Искусственный интеллект впервые управлял дорожным движением Череповца
Эксперимент провел Центр муниципальных информационных ресурсов на одном из перекрёстков в Череповце. Напомним, город участвует в создании интеллектуальной транспортной система. Она позволит жителям быстрее перемещаться по улицам. Подробности — в сюжете «Канала 12».
От 25 до 27 километров в час колеблется средняя скорость автомобилей по Череповцу в течение суток. Это всего лишь один из показателей, который проанализировала интеллектуальная транспортная система. Напомним, в городе по нацпроекту реализуют масштабный проект, который позволит максимально эффективно использовать улично-дорожную сеть.
Сергей Ярушкин, представитель компании-поставщика оборудования: «ИТС по щелчку пальцев не принесёт транспортное счастье. Это инструмент, который даёт качественный оптимизационный эффект в управлении дорожным движением, который снижает затраты населения при передвижении. Если будет соблюдено несколько параметров: развитие общественного транспорта и повышение связанности уличной сети».
С 2020 года во всех районах Череповца установили 110 детекторов. Комплексы анализируют и собирают данные о транспортном трафике. Также на трёх крупных перекрёстках: Ленина — Горького, Октябрьский — Раахе, Победы — Горького запущена система фиксации ДТП. Датчики отслеживают аварии, выпавшие на дорогу грузы, и выезды машин за стоп-линию.
Олег Большаков, начальник отдела разработки программного обеспечения ЦМИРиТ: «Опыт уникальный, система очень сложная. Она сложна с точки зрения модулей и с точки зрения объема информации. Со всех детекторов в режиме реального времени мы собираем информацию о проезжающих автомобилях: скорость, момент проезда, и это всё собираем».
Интеллектуальную транспортную систему взломать невозможно, отмечают специалисты, так как сеть закрытая. Череповец — один из 33 городов России, которому Минтранс выделил деньги на создание ИТС. Полтора года производился сбор данных, сейчас постепенно цифровую платформу будут вводить в эксплуатацию. Так, с 1 августа в городе откроется Центр организации дорожного движения. Эксперты смогут оперативно управлять транспортными потоками. Искусственный интеллект делает все расчёты, но решение принимает человек. Второй задачей у центра будет планирование и моделирование ситуаций на дорогах.
Андрей Лужинский, директор ЦМИРиТ: «Все данные будем брать из ИТС, потому что вся история хранится там. Будем моделировать, строим дом, добавляем тысячу автомобилей и смотрим, как меняется логистика. Может нужно только светофоры перенастроить, а можем и дополнительную полосу построить. В системе виртуально добавляя, сужая и расширяя, добавляя повороты, делать дорогу односторонней. К концу года появится ещё одна система, которая позволит моделировать транспортные потоки на перспективу».
Один эксперимент с ИТС уже провели. Искусственный интеллект несколько минут управлял дорожным движением на перекрёстке Ленина — Набережная.
Андрей Лужинский, директор ЦМИРиТ: «Мы изменили немного автомобильные фазы. И забрали пешеходную фазу для тестирования. Поэтому пять минут на этом перекрёстке для пешеходов горел красный свет. Мы убрали эту фазу и раздали на другие фазы поменяли местами стрелки, зелёный свет, И система моментально отрабатывала светофор, и для машин это всё прозрачно».
Специалисты выяснили, что система работает с контроллерами светофора. Происшествий во время эксперимента не произошло. Через две недели исследование будет ещё масштабнее. На перекрестке Любецкая — Наседкина компьютер в реальном времени будет перестраивать работу светофоров, опираясь на дорожную обстановку и автомобильный трафик. Если всё пройдёт удачно, то успех закрепят на пересечении Победы — Юбилейная. Полноценный запуск интеллектуальной транспортной системы планируется в 2024 году.