В Череповце открылась первая экспозиция нового епархиального музея
Фрагмент колючей проволоки, осколок от колокола Сретенского храма, иконы, спасенные из огня. Несколько десятков экспонатов рассказывают о жизни православной веры во времена гонений. В Череповце открылась первая экспозиция нового епархиального музея. Подробности — в сюжете телеканала «Русский Север».
Обгоревшие иконы, сожженные в огне православные книги — это одни из первых экспонатов нового епархиального музея. Предметы собирают со всех уголков страны. Немало реликвий приносят и неравнодушные люди.
Александр Зельцер, председатель политических репрессий при Совете ветеранов Череповца: «Их поисковиками набрано много, в основном они на осыпях, склонах ищут, когда идет понижение воды. Набор не вызывает сомнения. Монеты 1937 года, нательные крестики, ключи ржавые от забора висячие, пряжки от портупеи».
Идея создания музея пришла спонтанно. Все началось с личных вещей череповецкого епископа Тихона и документов отца Адриана. Отправлять в архив предметы не хотелось.

Ольга Мануйлова, организатор музея: «Материал пошел, просто пошел. Люди помогали. Эту экспозицию делали: Галина Александровна — завидущий православным отделом библиотеки Зашекснинского района. Я думаю, как ее найти, и я встретила ее на улице. И вот как-то так у нас группа собралась волонтеров серебряного возраста».
С 1920 года наступило сложное время для православной веры. Государство открыто проводило репрессивную политику. Публиковались различные карикатуры про священнослужителей, антирелигиозные плакаты. В череповецкой газете «Коммунист» раз в неделю выходила страница «Безбожник». Было запрещено хранить церковную символику, отмечать православные праздники.

Отец Нил, настоятель Воскресенского собора: «Я когда был маленький, помню эти все картинки, помню все это как вчера. Даже помню представления в театрах, нас в школе загоняли на эти представления, но мы тогда не понимали, что творилось. Сейчас начинаешь понимать, насколько это было глумление над верой, чтобы вбить в наши детские головы. Насколько вера тогда была поругаема».
В экспозиции представлено несколько десятков экспонатов. На экскурсии рассказывают не только о жизни известных священников, но и интересные истории о людях, кто сохранял веру в годы гонений.
Люся Кожина: «Проходили произведение Владимира Тендрякова — „Чудотворная“, тогда оно волновало всех. Вот она пришла домой, конечно, иконы не разрубила, но она взяла карандаш и начиркала на этой иконе».
Экспозиция открыта для посетителей без возрастных ограничений. В будущем музей планирует организовывать мероприятия и для маленьких посетителей, и для взрослых. Режим работы будет выставлен на сайте череповецкой епархии.